ТолкованиеПереводэкстернальность(экстернальность и интернальность)— предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам — внешней среде, судьбе или случаю — это говорит о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Смотреть что такое «экстернальность» в других словарях:
- экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Большая психологическая энциклопедия
- Экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) см. Локус контроля … Педагогический словарь
- Экстернальность — интернальность — [лат. externus внешний, internus внутренний] предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Психологический лексикон
- Экстернальный локус контроля (экстернальность) — – приписывание субъектом причинности и возложение ответственности относительно каких то действий, событий, успешных или неуспешных результатов не себе (не на себя), а внешним факторам. Верующий человек успехи своей деятельности приписывает не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling) — К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70 е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и… … Психологическая энциклопедия
- ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА — Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами. Ведущие параметры: авторитарность партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность недирективность в их технической реализации,… … Психотерапевтическая энциклопедия
- Локус контроля — У этого термина существуют и другие значения, см. Локус (значения). Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом… … Википедия
- Список черт личности — В списке перечисляются устойчивые характеристики личности. В него входят как черты попавшие в категорию «Черты личности», так и черты, информации на отдельную статью не набирающие. В список не должны попадать черты, характеризующие не личность, а … Википедия
Понятие интернальности в психологии
Интернальность считают психологическим феноменом поведения человека.
Чтобы охарактеризовать термин, используют следующие ключевые слова:
- регуляция личностного поведения;
- суверенность;
- самодетерминация;
- ответственность;
- субъектность;
- неопределенность выбора человека, как личности;
- локус контроля.
Интернальность помогает разобраться, как протекают различные психологические процессы, позволяющие человеку овладеть своим поведением и научиться контролировать себя. Термин был введен в оборот Дж. Роттером. Он считал, что локус контроля – это наиболее важный поведенческий субъектный фактор, который требует анализа: человек должен понять взаимосвязь между желаниями и поведением.
Люди, относящиеся к интерналам, способны:
- трезво оценивать действительность;
- практически и реально оценивать результаты и контролировать ход действий;
- воплощать в жизнь намеченные цели.
Интерналы обращают внимание на дисциплину. Они заранее ставят цели, планируют, готовятся к тому или иному делу. Интерналы умеют работать с информацией (включая ее распространение и обработку).
Типы личности по локусу контроля
В своих работах Доктор Джулиан Роттер подробно описал, что такое локус контроля, каким он бывает.По его мнению, возможны только два варианта. В процессе взросления один из них становится основным, после чего уже не меняется, а лишь укрепляется. Соответственно, по данному признаку можно выделить два типа личности:
- Интернальный. Такие люди уверены, что полностью контролируют свою жизнь. Благодаря этому они более дисциплинированны, ответственны и самоуверенны.
- Экстернальный. Люди с экстернальным типом личности считают, что все события в их жизни происходят по стечению обстоятельств и из-за внешних факторов. Они обычно инфантильны и довольно конфликтны, поскольку при любой неудаче сразу придумывают, почему виноваты окружающие.
Локус контроля – это один из важнейших факторов личной успешности. От него зависит, какую жизненную позицию выбирает человек, насколько он дисциплинирован в делах и личной жизни, как складываются его отношения с коллегами и друзьями. Как было отмечено выше, интернальные личности более успешны во всех сферах жизни, поскольку они ответственнее в делах и приятнее в общении.
Давайте рассмотрим каждый из типов более подробно.
Характеристики интернальности, примеры
А. М. Эткинд, С. А Голынкина и Е. Ф. Бажин разработали методику УСК, которая получила широкое распространение. Она отличается от «Шкалы экстремальности и интернальности», разработанной ДЖ. Роттером в 1965 г.
Для интерналов характерен локус контроля. Его можно считать универсальным признаком, проявляющимся в разной степени в зависимости от ситуации и событий. Локальный тип контроля помогает понять, как будет реагировать индивид на неудачи в различных сферах достижений.
Шкалы исследований в области:
- здоровья и болезней;
- межличностных отношений;
- производственных отношений;
- неудач;
- семейных отношений;
- достижений.
О степени личностного развития можно по показателям шкалы.
В области достижений
Интернальность в психологии – это интегральная характеристика личности. Были проведены исследования, в которых приняли участие 100 человек. В области достижений интернальность отмечается у 33 %. Высокие показатели свидетельствуют о способности людей идти к цели. Они могут адекватно оценивать собственные возможности и варьировать степень контроля над положительными эмоционально событиями.
Низкие показатели указывают на раздражительность, несдержанность. 67 % испытуемых не способны самостоятельно выполнить сложное или не интересное поручение. Их должны мотивировать на это окружающие. Люди, получившие низкий результат, осознают собственную беспомощность. Специалисты иногда связывают это с детским возрастом. Необходимость организация работы и собственной жизни может быть ослаблена в виду длительного нахождения в интернатах или реабилитационных центрах.
В области неудач
У 13% испытуемых обнаруживается интернальность в сфере неудач. Высокие показатели указывают на способность людей контролировать ситуацию и степень ответственности за свои действия. Интерналы не привыкли жаловаться на судьбу, они реально оценивают собственные силы.
Низкие показатели свидетельствует о желании испытуемых ориентироваться на внешний контроль. Защитная реакция в этом случае у человека вырабатывается своевременно. Испытуемые, получившие низкий количественный показатель, обычно морально неустойчивы. Их эмоционально-волевые качества развиты частично. Человек не может нести ответственность за свои поступки и старается переложить вину за неудачи на окружающих.
В семейных отношениях
Тесты, которые были проведены на интернальность в сфере семейных отношений, позволяют судить о наличии или отсутствии у человека чувства ответственности за атмосферу в семье.
Высокие показатели указывают, что для 7% испытуемых семья – первичная модель, благодаря которой были образованы:
- стиль отношения друг к другу;
- поведенческие реакции;
- женские и мужские качества (включая представления об эталонах и идеалах).
Подростки переносят определенные образцы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами во взрослую жизнь. Если в семье микроклимат благоприятный, то молодые люди правильно понимают, как нужно вести себя с супругами и детьми. Их семейно-бытовые отношения выстраиваются правильно, все обязанности и права соблюдены.
Низкие показатели были выявлены у воспитанников интернатов или у детей, длительное время находившихся в реабилитационных центрах. Они не понимают, как нужно вести себя с супругом/супругой. Понимание функций женщины и мужчины в обществе для них недоступно. Также нарушен процесс формирования сексуальной самоидентификации.
В области производственных отношений
Интернальность в психологии включает в себя несколько понятий. Это суверенность, субъектность и ответственность. Тестирование позволяет выявить степень контроля, который человек осуществляет над собой в условиях производства. Высокие показатели указывают на способность давать оценку отношениям с коллегами и руководством.
Интерналы отвечают за свои действия. Им обеспечен успех в учебной деятельности и работе. Чаще всего эти люди профессионально самоопределены с юного возраста: они четко знают, в какое учебное заведение будут поступать, какое образование желают получить. Обычно тесты на интернальность в производственных отношениях проводят среди подростков. Крупные компании на этапе оформления могут потребовать от соискателя пройти психологическое тестирование.
В области межличностных отношений
Тестирование на межличностные отношения проводится с целью определения интернальности. Оно помогает выявить степень ответственности испытуемого, его возможности и желания выстраивать отношения с окружающими. Высокие результаты получили 33 человека из 100 испытуемых.
Низкий контрольный балл указывает на отсутствие умения у людей овладевать своими поступками, настроением и поведением. Чаще всего этот показатель выявляется у человека, который в детском и подростковом возрасте испытывал дефицит адекватного общения. Агрессивно-негативная позиция по отношению к окружающим становится устойчивой. Люди не способны выстраивать адекватные и конструктивные взаимоотношения с коллегами, членами семьи.
В отношении здоровья и болезни
Интернальность в психологии – это локус контроля. Тестирование проводится с целью выявления степени ответственности испытуемого за собственное самочувствие и здоровье. Высокие показатели получили люди, полностью берущие ответственность за свою жизнь. Основной причинной развития болезни они считают собственные действия, а не влияние факторов и окружающих. Интерналы уверены, что скорость выздоровления напрямую зависит от их действий.
Люди, получившие низкие контрольные показатели, больше надеются на случай, судьбу, врачей и не предпринимают никаких действий к улучшению собственного самочувствия. Интерналы более перспективны: они стараются охватить обширную зону будущего и настоящего.
Для этих людей характерно проявление когнитивной активности. Они выясняют причину, характер и схему лечения той или иной болезни. В трудных ситуациях интерналы ведут себя продуктивно и последовательно. Человек нередко принимает решения, сопряженные с риском.
Интернальный тип (внутренний локус контроля)
Люди с таким типом личности принимают ответственность за свою жизнь и за все решения, как удачные, так и ошибочные. Благодаря этому сохраняется внутренняя целостность и эмоциональная стабильность. Интернальным личностям свойственны высокая самооценка и уверенность в себе, они не сокрушаются и не переживают из-за ошибок. Вместо этого они сосредотачиваются на том, как нужно действовать для решения актуальных задач.
Интернальные личности обычно с готовностью отстаивают свои взгляды и убеждения как в рабочих делах, так и в личной жизни. Это подтверждает эксперимент, в котором участвовали американские студенты. Цель эксперимента была другой, но уже на этапе формирования фокус-групп была выявлена интересная закономерность: почти все студенты, активно участвующие в борьбе за человеческие права, оказались интернальными личностями.
Суть же исследования заключалась в том, чтобы проверить, как локус контроля влияет на способность человека избавляться от вредных привычек. Студентов знакомили с наглядными материалами о вреде курения (все участники эксперимента были курящими). Интерналы, осознав пагубность привычки, сразу пытались бросить (пусть и не всегда успешно). А вот экстерналы не делали вообще ничего. Вместо этого они планировали однажды решить данную проблему с помощью таблеток или жевательных резинок.
Тест на определение интернальной или экстернальной личности
Тестируемому предлагается 44 вопроса, на которые он должен ответить предельно честно, мысленно анализируя ту или иную ситуацию. Степень согласия отображается в специальных графах:
№ | Утверждения | Оценки | |||
+3 | +2 | +1 | -3 | -2 | -1 |
1 | Нельзя продвинуться по карьерной лестнице благодаря собственным усилиям. Успех зависит от обстоятельств, удачи и других факторов. | ||||
2 | Семьи в большинстве случаев распадаются из-за нежелания партнеров искать компромиссы и «прогибаться» друг под друга. | ||||
3 | Невозможно избежать болезней. Чему быть, того не миновать. | ||||
4 | Одинокие люди во всем виноваты сами. Окружающим трудно наладить с ними контакт из-за нежелания их проявлять дружелюбие и терпимость. | ||||
5 | Человек сам кузнец своего счастья. Желания исполнятся, если приложить к этому усилия. | ||||
6 | Симпатию окружающих завоевать невозможно. | ||||
7 | Чтобы построить крепкие отношения, недостаточно встретить подходящего партнера. Важно, чтобы родители и окружение было «достойным». | ||||
8 | Человек слишком мало влияет на свою жизнь. Он не в силах изменить будущее. | ||||
9 | Чтобы повысить производительность, руководство должно вогнать сотрудников в жесткие рамки. Полагаться на самостоятельность и инициативность трудящихся нельзя. | ||||
10 | Оценки школьников, студентов напрямую зависят от настроения и самочувствия преподавателя. Повлиять на них учащиеся не могут. | ||||
11 | Человек должен верить в собственные силы. Он может изменить происходящее. | ||||
12 | Нельзя полагаться на везение и удачу. Успех зависит от приложенных усилий. | ||||
13 | Чтобы укрепить здоровье, не обязательно посещать врачей и принимать лекарства. Достаточно правильно питаться и заниматься спортом. | ||||
14 | Если партнеры друг другу не подходят, то семейная жизнь не сложится, сколько бы усилий они не приложили. | ||||
15 | Добрые поступки должны по достоинству оцениваться и поощряться окружающими. | ||||
16 | Становление человека как личности во многом зависит от воспитания родителей. | ||||
17 | Человек не должен полагаться на судьбу или удачу. Случайности важной роли не играют. | ||||
18 | Нельзя строить далекоидущие планы. Нужно жить настоящим. | ||||
19 | Оценки, полученные в школе, институте или любом другом учебном заведении, зависят от стараний учащегося. | ||||
20 | Человек всегда ощущает вину и испытывает стыд, даже не участвуя в ссорах между родственниками. | ||||
21 | Будущее человека зависит от случайного стечения обстоятельств. | ||||
22 | Руководство должно доверять своим сотрудникам, предоставляя им полную свободу действий. | ||||
23 | Ведение неправильного образа жизни нельзя считать причиной появления болезней. | ||||
24 | Человек не может добиться успеха из-за превратностей судьбы. | ||||
25 | Руководство не несет ответственности за работу сотрудников. Плохие показатели – зона ответственности трудящихся. | ||||
26 | Человек не должен пытаться изменить атмосферу в семье. | ||||
27 | Нужно быть уверенным в своих силах. При желании, можно расположить к себе любого человека. | ||||
28 | Бесполезно стараться дать ребенку хорошее воспитание. На формирование характера влияют обстоятельства. | ||||
29 | Человек несет ответственность за все свои поступки. | ||||
30 | Не нужно пытаться понять руководство. | ||||
31 | Если не прикладывать усилий, то добиться повышения невозможно. | ||||
32 | Нужно уметь манипулировать окружающими. Это – залог успеха. | ||||
33 | Ответственность за неудачи лежит на окружающих. | ||||
34 | Ребенка нужно тепло одевать. Это поможет избежать простуд. | ||||
35 | В сложной ситуации не стоит проявлять инициативу. Лучше подождать, пока она разрешится сама собой. | ||||
36 | Успешный человек не должен полагаться на обстоятельства, удачу или судьбу. | ||||
37 | Чтобы атмосфера в семье улучшилась, необходимо умело гасить конфликты между родственниками, не занимая при этом ничьей стороны. | ||||
38 | Невозможно понять, почему человек нравится одним и не нравится другим. | ||||
39 | Не стоит надеяться на помощь посторонних. Человек должен принимать решения самостоятельно. Только в этом случае у дела будет благоприятный исход. | ||||
40 | Добрые дела окружение обычно не замечает. | ||||
41 | Если партнеры не умеют уступать друг другу, то некоторые конфликты разрешить невозможно. | ||||
42 | Каждый человек талантлив. Если у него что-то не получается, то вины окружающих в этом нет. | ||||
43 | Нельзя отказываться от предложенной помощи. | ||||
44 | Все неудачи – следствие лени или отсутствия должного опыта. Винить судьбу не стоит. |
Пояснения:
- «+3» — согласен полностью с утверждением;
- «+2» — скорее, согласен;
- «+1» — скорее, не согласен;
- «-3» — категорически не согласен;
- «-2» — не согласен;
- «-1» — скорее, не согласен.
Утверждения нужно прочитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть.
Экстернальный тип (внешний локус контроля)
Представители данной группы склонны списывать все удачи и неудачи на внешние обстоятельства. Они всё время пассивно ждут подарков от жизни, поскольку у них не возникает мыслей, что для достижения успеха нужно прикладывать определенные усилия. При этом они склонны к депрессии и беспричинной агрессии, поэтому их сложно назвать приятными людьми.
Кроме того, экстернальные личности обычно азартны, поскольку всегда возлагают надежду на внезапную удачу. Они склонны к неоправданному риску, часто ведут себя импульсивно, не думая о последствиях (ведь в их представлении всё зависит от судьбы, а не от их решений).
Другая особенность людей с внешним локусом контроля – склонность к конформизму, которая была подтверждена экспериментально. Участники данного эксперимента должны были соглашаться или спорить с определенными утверждениями (при этом правильные ответы поощрялись финансово). Организаторы обнаружили, что интерналы предпочитали руководствоваться собственным мнением, тогда как экстерналы часто соглашались с другими участниками, даже когда ответ звучал нелогично.
Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена
Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.
Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:
- Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).
- Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.
- Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно. Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.
После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.
Особенности интернального локуса контроля подростков в учебной сфере
Согласно исследованиям, проведенным в большинстве учебных заведений в 2018-2020 г., более 55% детей в сфере образования имеют интернальный локус контроля. Испытуемые, получившие высшие показатели, самостоятельно принимают решения.
У подростков с низкими контрольными баллами были выявлены следующие вариативные личностные характеристики:
- лень;
- невнимательность;
- отсутствие уверенности.
К стабильным характеристикам можно отнести уровень развития, ум и творческие способности. Впервые проверил вариативность параметров атрибуции Ф. Хайдер. В беседе со специалистами учащиеся выразили недовольство своими оценками.
Условно можно выделить 4 параметра интернальности:
- вариативность-неудовлетворенность;
- стабильность-неудовлетворенность;
- вариативность-удовлетворенность;
- стабильность-удовлетворенность.
Каждая комбинация отвечает за стимулирование активности: дети либо довольны своей успеваемостью, либо нет.
Интернальный локус контроля можно охарактеризовать следующими дихотомическими параметрами:
- отношения;
- стабильность.
Это объясняет снижение или повышение личностной активности.
Как формируется локус контроля?
Детям изначально свойственна экстернальность. Так уж устроено мировоззрение ребёнка, что для него всё зависит от родителей и от взрослых вообще. Но по мере взросления у него формируется понимание того, что он способен самостоятельно принимать решения и влиять на окружающий мир. Обычно склонность к интернальности или экстернальности закладывается в детстве и закрепляется в юности, но некоторые события могут поменять тип личности и в зрелом возрасте.
Психологи называют следующие факторы, формирующие локус контроля:
- Особенности личности. Здесь важны многие личностные характеристики, как врожденные, так и приобретённые. К примеру, ответственный и целеустремленный человек с сильным характером более склонен к интернальности. Немалую роль играет интеллект и способность к критическому мышлению.
- Воспитание. Основной переломный момент – это раннее детство ребёнка. Дети изначально имеют внешний локус контроля, резонно полагая, что вся их жизнь зависит от взрослых. И когда они только учатся самостоятельно принимать решения, очень важно, чтобы родители поддержали их, помогая переключиться на внутренний локус. Если же родители склонны к гиперопеке, то в детях чаще всего закладывается внешний локус контроля.
- Религиозность и суеверность. Вера в то, что вся наша жизнь зависит от внешних сил или судьбы также не способствует развитию интернальности. Если день не задался, человеку с внешним локусом контроля проще обвинить черную кошку, перебежавшую дорогу, чем признать собственные ошибки.
- Переломные моменты в жизни. У каждого человека есть воспоминания о каких-то судьбоносных моментах. И то, как он воспринял эти моменты, зачастую определяет его локус контроля. К примеру, один студент может считать, что он поступил в университет благодаря многолетней подготовке, другой же верит, что поступил благодаря череде случайных удач.
- Окружение. Если взрослый человек попадает в коллектив, где все коллеги недовольны жизнью и винят во всём руководство компании, это может сформировать у него экстернальный тип восприятия даже в зрелом возрасте.
Важнейшую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. Выбранная в детстве модель восприятия закрепляется по мере приобретения жизненного опыта. Интернальные личности постоянно видят последствия своих поступков, экстернальные же всё сильнее убеждаются, что их жизнь подчинена обстоятельствам. Поэтому сменить локус контроля взрослому человеку крайне сложно. И всё же некоторые судьбоносные события могут сделать это. А прикладывая определенные усилия в правильном направлении, можно поменять восприятие самостоятельно.
Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте
Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.
У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.
Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.
Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.