: Время прочтения:
«Она просто шаг не может сделать без меня. Все время зовет „мама, мама“… Нет, ну приятно, конечно, но ей надо и с детками общаться, скоро в садик…». Рассказывает детский и подростковый психолог Виктория Мелихова.
В течение первого года жизни ребенок не отходит от мамы, а их отношения представляют симбиоз. Очень важно, чтобы эта стадия прошла благополучно, чтобы ребенок получил не только уверенность в удовлетворении своих потребностей, но и материнскую любовь, заботу, внимание.
Здесь хочется вспомнить слова Людмилы Петрановской: «Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи… Но если ответ на запрос ребенка не получен или дается через раздражение, ребенок не становится самостоятельным: он остается в плену у потребности».
«Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи».
При благополучном прохождении этой фазы, когда ребенок напитался материнской любви и заботы, получил опыт распознавания своих чувств, потребностей, чуткого реагирования на них, убедился в надежности и стабильности матери, он способен немного отпустить ее, немного отделиться от матери сам, стать более самостоятельным.
Ребенок, опираясь на опыт благополучных и надежных отношений, сохраняет их внутри. Он сохраняет внутри себя образ матери, поэтому способен некоторое время обходиться без нее, самостоятельно играть. Он уверен, что если возникнет такая необходимость, то мать обязательно окажется рядом, защитит, успокоит, спасет. Поэтому он способен ждать.
У ребенка появляется потребность в своем личном пространстве, он отходит от матери, периодически возвращаясь к ней, убеждаясь, что она на месте, опираясь на ее любовь и заботу.
Если в этом сценарии есть сбой, малыш от родителя отделяться не захочет. Давайте разберем основные причины, почему ребенок «липнет» к маме и начинает слишком сильно волноваться, когда того нет рядом.
Как облегчить задачу воспитателям?
Как показывает практика, в адаптационный период страдает не только ребенок и родители, но и воспитатели.
Для них это тоже очень сложный период работы, поэтому старания родителей в подготовке чада к детсаду, благоприятно сказываются не только на малыше, но и на воспитателях.
Родителям стоит усвоить несколько правил:
- Как можно раньше начать развивать ребенка в социальном плане. Для этого его следует обучить правильно обращаться к людям: задавать и отвечать на различные вопросы. В больших городах уже давно существуют кружки и секции раннего развития.
- Следует начать обучение малыша различным необходимым ему навыкам: выполнению правил личной гигиены, культуре поведения за столом и т.д. Этим должны заниматься родители, но никак не педагоги. Воспитатель только может следить за правильностью выполнения действий, и указывать ребенку, что он делает неправильно. Но он не обязан этому учить малыша.
Каким образом действовать родителям для преодоления подобных ситуаций?
Для того чтобы адаптация малыша прошла как можно быстрее и незаметнее, готовиться к этому процессу нужно как можно раньше, по крайней мере за несколько месяцев до первого посещения садика. Для этого следует:
- Заблаговременно ознакомить вашего малыша с информацией о дошкольном учреждении, в которое он попадет.
- Постарайтесь объяснить ему то, что посещение садика является необходимостью, а не просто тем, что родителям надоело заниматься воспитанием дитя.
- Постарайтесь никаким образом не показать свое сомнение по поводу посещения дошкольного учреждения.
- Отнеситесь к поступлению вашего дитя в сад, как к обычной процедуре. При этом не следует каждый день повторять эту ситуацию.
- Постарайтесь составить распорядок вашего ребенка таким образом, чтобы он практически полностью совпадал с режимом дошкольного учреждения. Подобная смена обстановки не будет так заметна и болезненна для ребенка.
- До поступления в детский сад серьезно займитесь прививанием вашему малышу всех гигиенических навыков.
- Постарайтесь как можно чаще создавать такие ситуации, в которых ваше дитя на определенное количество времени остается без родительского внимания.
- Постарайтесь максимально расширить круг общения вашего ребенка. Чем больше будет у него друзей, тем проще будет ему адаптироваться в совершенно новой среде.
Руководствуясь этими несложными советами, у вас получится слегка подготовить ваше дитя к совершенно новой обстановке. При этом период адаптации пройдет на порядок быстрее, нежели это могло бы быть.
Если ребенок плачет
Одни считают детский плач полезным — мол, тренируются легкие. Другие – вредным: для ребенка это стресс. Где же правда?
Родители и регаируют на плач соответственно. Одни позволяют ребенку «прокричаться», другие подбегают к нему по первому всхлипу, носят на руках несколько часов и укачивают до утра – лишь бы драгоценное чадо не плакало. И каждый уверен в своей правоте.
Но и ученым пока не удалось прийти к единой точке зрения.
Например, группа австралийских исследователей из НИИ детства в Мердоке и Королевского детского госпиталя в Мельбурне утверждают, что слезы не несут никакого вреда. Напротив, облегчают эмоциональное состояние и успокаивают нервы. Ученые несколько лет наблюдали за 225 женщинами с маленькими детьми. Выяснилось, что дети, которым матери давали немного всплакнуть перед сном, лучше спали и реже просыпались.
А вот британские исследователи установили, что долгий плач приводит к повышенной выработке гормона стресса кортизола. А это может вредить развитию детского мозга. По их мнению, оставлять плачущего ребенка один на один со своими слезами нельзя.
«Раньше врачи говорили так: ребенок может поплакать, но не должен устать от плача, — объясняет педиатр Ирина ГАНИНА. – Долгие безутешные рыдания ребенку не на пользу: это негативно отражается на психике. Но и другая крайность – когда родители готовы на все, лишь бы малыш не плакал — тоже вредна: наследник может вырасти эгоистом».
Разумный подход
Для начала надо понять, почему ребенок плачет. Слезы детей до года – всегда сигнал какого-то неблагополучия, просьба о помощи. Кроха хочет есть, пить, ему жарко (холодно), мокро, неуютно, больно… Например, его могут мучить зубки или колики в животе. Поэтому игнорировать слезы малышей нельзя. Нужно сделать все, чтобы им помочь. Кстати, дети до года плачут в среднем 65 раз в месяц. И это нормально.
Но по мере взросления ребенок способен реветь не только по «необходимости», но и потому, что ему что-то сильно хочется. Например, такую же красную лопатку, как у девочки в песочнице. Причем слезы часто демонстративные, рассчитанные на «своего» зрителя. Скажем, папе малыш может заявить «Я не для тебя плачу», а для бабушки или мамы устроить показательное выступление. У них-то наверняка сердце дрогнет!
То есть плач нередко становится инструментом давления. И дети с удовольствием им пользуются. Да еще экспериментируют. Например, если обычный, «среднестатистический» рев не действует, малыш может подойти к этому делу творчески – устроить истерику на глазах десятков людей. Если родители бросятся его утешать, дальше будет использовать этот прием не раз. Хотя, конечно, «честные» причины плача – разбил коленку, испугался, устал, перевозбудился – тоже остаются. Поэтому родителям, опять же, нужно понять причину плача. И исходя из этого действовать.
Что делать с ревой?
МОЖНО отвлечь малыша, перевести все в шутку, обнять и сказать что-нибудь позитивное («Ничего, пройдет!»). Словом, продемонстрировать ему сочувствие и поддержку, но одновременно с тем показать, что реагировать на неприятности можно и без слез.
НЕЛЬЗЯ злиться, ругаться, причитать: «Дай я тебя пожалею, бедненький, пальчик уколол!». Это усилит рыдания. Нельзя также поддаваться на провокации. Если ребенок устроил истерику в магазине, требуя купить игрушку, спокойно, не обращая внимания на слезы, скажите, что у вас нет денег. Расплакался еще сильнее? Возьмите его за руку и выведите на улицу. Когда он перестанет реветь (а он перестанет, ведь слезы не принесли результата), объясните, что не всегда можно получить желаемое. Особенно – с помощью слез.
Забавно, что в Японии каждый год проводится фестиваль плачущих детей – Наки сумо. Во время фестиваля два сумоиста берут на руки по маленькому ребенку и встают напротив друг друга. А потом начинается битва… детей. Борцы сумо всячески доводят их до слез: корчат страшные рожи, издают пугающие звуки. Если малышей это не «берет», подключается судья в страшной маске. В конце концов, малыши начинают отчаянно рыдать. Кто плачет громче и звонче, тот победил. Со стороны, конечно, это выглядит как полное издевательство над детьми, но сами японцы так не считают. Они уверены, что хороший плач ребенку только на пользу – здоровее будет. Если кому-то он и навредит, то злым духам. А этих не жалко. Фестиваль ради того и придумали — чтобы отпугнуть всякую нечисть.
Дети 1-2 лет
Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.
Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».
Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного. Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа.
Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.
Капризный ребенок: в чем причина?
Ни одно действие ребенка не возникает само по себе – из ниоткуда. Любое действие – это отражение чувств и внутреннего состояния малыша. Основными причинами для излишней капризности обычно являются:
- Проблемы со здоровьем. Ребенок не всегда понимает, что он болен, голоден или устал. Если он слишком мал или переполнен эмоциями, он не может выразить свое состояние. Этот дискомфорт и выражается в капризном поведении.
- Излишек опеки от родителей и родственников. Желание оградить кроху от опасностей и различных ошибок нередко приводит к тому, что ребенок полностью теряет необходимость в проявлении самостоятельности. Следствием тотального контроля, сдувания пылинок и традиции все делать за ребенка становится неспособность и нежелание малыша взрослеть. В этом случае, капризность ребенка, как правило, означает его избалованность.
- Кризис трехлетнего возраста. Резкие перемены в ребенке этого возраста замечают многие мамы. В первую очередь, это вызвано тем, что малыш заявляет о себе, как о личности, и требует для себя свободы. Ребенок начинает бунтовать против гиперопеки, выражая это в силу своих возможностей – то есть, капризностью.
- Отношения и микроклимат в семье. Поток информации извне, активное общение и новые впечатления – это основная причина усталости малыша. Поэтому дома он ждет спокойствия, стабильности и атмосферы любви между родителями. При отсутствии таковых (ссоры и скандалы, перемены в жизни и пр.) ребенок начинает протестовать. Отсюда и появляется капризность, плаксивость и другие реакции малыша на действительность, которая его не устраивает.
Зачем нужен сон
Во время адаптационного периода, следует обратить внимание, сколько спит ребенок.
Чем больше времени он проводит во сне, тем лучше. Первые несколько дней он может внезапно просыпаться среди ночи и начать плакать.
Это свидетельствует о его внутренних страхах, он боится, что его не заберут из детского сада (порой их посещают такие сны).
Не стоит беспокоиться и паниковать, это тоже нормальное явление, которое со временем пройдет. А если таких ситуаций не возникает, и ребенок спит спокойно всю ночь, то и страхов, соответственно, у него нет.
Крепкий сон – залог стабильного эмоционального состояния.
Источники
- Mahony M., Lean D., Pham L., Horvath R., Suna J., Ward C., Veerappan S., Versluis K., Nourse C. Infective Endocarditis in Children in Queensland, Australia: Epidemiology, Clinical Features and Outcome. // Pediatr Infect Dis J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902079
- Khera D., Didel S., Panda S., Tiwari S., Singh K. Concurrent Longitudinally Extensive Transverse Myelitis and Guillain-Barré Syndrome in a Child Secondary to COVID-19 Infection: A Severe Neuroimmunologic Complication of COVID-19. // Pediatr Infect Dis J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902076
- Bluhm P., Eldem I., Abraham A., Almekdash MH., O’Suoji C. Evaluation of Pediatric Hematology Referrals at a Tertiary University Hospital in West Texas. // J Pediatr Hematol Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902065
- Kasap Cuceoglu M., Sener S., Batu ED., Kaya Akca U., Demir S., Sag E., Atalay E., Balık Z., Basaran O., Bilginer Y., Ozen S. Systematic review of childhood-onset polyarteritis nodosa and DADA2. // Semin Arthritis Rheum — 2021 — Vol51 — N3 — p.559-564; PMID:33901990
- Lin Z., Lin S., Neamtiu IA., Ye B., Csobod E., Fazakas E., Gurzau E. Predicting environmental risk factors in relation to health outcomes among school children from Romania using random forest model — An analysis of data from the SINPHONIE project. // Sci Total Environ — 2021 — Vol784 — NNULL — p.147145; PMID:33901961
- Liu T., Zhang M., Rahman ML., Wang X., Hinkle SN., Zhang C., Mueller NT. Exposure to heavy metals and trace minerals in first trimester and maternal blood pressure change over gestation. // Environ Int — 2021 — Vol153 — NNULL — p.106508; PMID:33901931
- Maxwell C., Alavifard S., Warner E., Barrera M., Brezden-Masley C., Colapinto N., Kassirian S., Madarnas Y., Srikala S., Tozer R., Yu J., Nulman I. Neurocognitive outcomes following fetal exposure to chemotherapy for gestational breast cancer: A Canadian multi-center cohort study. // Breast — 2021 — Vol58 — NNULL — p.34-41; PMID:33901920
- Humphreys KL., Piersiak HA., Panlilio CC., Lehman EB., Verdiglione N., Dore S., Levi BH. A randomized control trial of a child abuse mandated reporter training: Knowledge and attitudes. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105033; PMID:33901759
- Steinman KJ., Stone WL., Ibañez LV., Attar SM. Reducing Barriers to Autism Screening in Community Primary Care: A Pragmatic Trial using Web-Based Screening. // Acad Pediatr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901728
- Lee AM., Lopez MA., Haq H., Yu X., Manning S., Quiñonez R., Greeley C., Bocchini C. Inpatient Food Insecurity in Caregivers of Hospitalized Pediatric Patients: A Mixed Methods Study. // Acad Pediatr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901727
Дети 3-4 лет
Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.
И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».
Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.
Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.
Капризный ребенок в возрасте в 3-4 года — сигнал для родителей, призыв пересмотреть свои подходы к воспитанию. С чего все началось? В какие моменты ребенок становится невыносимо капризным?
Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.
Что делать, если поведение изменилось
Не зависимо от периода адаптации (неделя или несколько месяцев), поведение ребенка начнет меняться, и родителям это будет заметно.
Это нормальное явление, так как малыш попадает в новый коллектив и избежать этого не получиться.
Психологи рекомендуют родителям усвоить несколько советов:
- В адаптационный период дети могут постоянно плакать, становиться агрессивными. У них меняется манера поведения и общения. Родителям остается только набраться терпения – это временные трудности, возникающие из-за того, что у ребенка изменился привычный образ жизни, его “достали” из безопасной для него домашней среды.
- Не стоит покидать детский сад внезапно, ребенок должен видеть, как родитель уходит и смириться с этим. Для этого необходимо его чем-то увлечь, тем, ради чего он пойдет в учреждение без слез и криков (например, новой игрушкой). Видя, что ребенок увлекся, родители часто покидают учреждение, не попрощавшись с ним – это одна из главных ошибок. В последующие дни он просто будет закатывать истерики, при одном только упоминании о детсаде, так как у него сложится ощущение, что мама (или папа) будет постоянно пропадать «бесследно».
- Не стоит оставлять малыша в группе сразу на целый день. Несколько первых дней следует отлучаться на 1-2 часа, постепенно увеличивая время до обеда. По истечению одной-двух недель, уже можно пробовать оставить на целый день.
Как легче адаптировать ребенка к детскому саду
Опытные педагоги советуют придерживаться следующего ряда рекомендаций, чтобы помочь ребенку справиться с адаптационными проблемами:
- Стоит разрешить малышу брать с собой ту игрушку, которая использовалась для игры в детский сад, пусть она будет всегда с ним на занятиях, во время приема пищи или сна. Таким образом, он будет чувствовать рядом друга, частичку домашнего тепла и родительской заботы.
- Стресс, испытываемый крохой в детсаде, дети часто не показывают внешне при воспитателе. Выплеснуться напряжение может дома, путем капризов, плача и истерик. Для того чтобы подобное не случалось, рекомендуется эмоционально разрядить ребенка. По дороге домой из детсада, необходимо играть с малышом в подвижные игры: с мячом, догонялки и прочие. Это поможет ему избавиться от напряжения, накопившегося внутри, а также появится усталость и он будет крепко спать ночью.
Воспитание капризных детей: обещания
Родителям следует быть честными по отношению к ребенку и всегда выполнять обещания. Это подкрепляет их авторитет и вызывает у ребенка уважение, веру. Нередко случается, что родители обещают ребенку что-либо (конфеты, игрушки, катание на лыжах), пытаясь его успокоить или добиться выполнения каких-либо действий.
В дальнейшем они не выполняют обещания, а ребенок о нем помнит. Такое поведение подрывает доверие ребенка и постепенно не только перестает действовать, но и отдаляет от родителей. Однако это еще не все.
Постепенно ребенок понимает, что можно самому использовать этот способ в достижении цели, и дает обещания без выполнения. Таким образом в нем поселяется безответственность, а затем и безволие.
Если родители используют обещания для того, чтобы успокоить ребенка или побудить к каким-либо действиям, то они подчеркивают, что сказанные ими до этого слова имеют меньшее значение. Постепенно он перестает реагировать на обычные обращения и просьбы, а с помощью капризов привыкает добиваться новых игрушек, поблажек и т. п.
Иногда невыполнение родителями обещаний связано с непредвиденными обстоятельствами. Например, прогулка в парке в выходной день откладывается из-за дождя или в семье кто-то заболел.
Маленьким детям трудно принять подобные ситуации, и у них складывается ощущение обмана. Если это повторяется, доверие и авторитет родителей оказываются основательно подорванными.
Попытайтесь объяснить ребенку причину невыполнения обещания и постарайтесь все-таки сдержать слово в ближайшее время. Никогда не давайте невыполнимых обещаний. Освойте другие способы для успокоения капризничающего ребенка.
Не требуйте обещаний и от ребенка. Вряд ли он сдержит слово «всегда хорошо себя вести», «никогда не плакать» по самым разным обстоятельствам. Ребенок может повторить за вами слова, но не сможет нести за них ответственность. Возникшую неуверенность он перенесет на родителей, перестанет им доверять, а ему необходима уверенность в них и вера в себя.
Еще хуже ситуация, когда один член семьи что-то обещает ребенку в обмен на прекращение капризов, а другой — не согласен и запрещает выполнять обещанное.
У ребенка формируется состояние двойственности и появляются психологические проблемы. Ему приходится прибегать к хитрости и приспосабливаться, чтобы добиться обещанного и угодить всем.
Как сгладить неприятные моменты после посещения садика?
В том случае, если ваш малыш пошел в детский сад, и вы начали замечать за ним некоторые истерические припадки, то в таких ситуациях вы должны предпринять все меры, которые будут направлены на сглаживание неприятных последствий после посещения детского сада. В таких ситуациях:
- Постарайтесь создать в домашних условиях очень щадящую обстановку, которая будет бережно воздействовать на нервную систему ребенка.
- Постарайтесь лояльно относиться к всевозможным капризам, так как нервная система и так напряжена. В таких ситуациях вы должны приобнять и пожалеть своего кроху.
- Если у ребенка имеются какие-то вредные привычки, то отучать от них в адаптационный период не стоит, так как нервная система перегружена по полной.
- Если вы говорите о садике с родными и знакомыми в присутствии своего чада, то отзывы об этом учреждении и всех воспитателях должны быть только положительными и хорошими. Ребенок должен понимать, что место, в которое он ходит, очень нравится его родителям. В таких ситуациях он немного успокаивается.
- С самого утра перед походом в садик постарайтесь организовать малышу только самые положительные эмоции.
- Заранее постарайтесь продумать весь ваш ритуал прощания, перед тем как отпустить малыша в группу. Прощание должно быть радостным и достаточно теплым.
- Если несколько первых недель ваше дитя начинает плакать, ни в коем случае не пугайтесь таких слез. И никогда не злитесь на то, что он плачет. Слезы являются некой защитой нервной системы, поэтому такая реакция вполне целесообразна.
- Постарайтесь по максимуму облегчить момент вашего расставания. Желательно, чтобы в садик ребенка отводил тот человек, с которым малышу прощаться легче всего.
- Перед уходом напомните ребенку о том, что вы обязательно вернетесь и заберете его. Он не должен думать о том, что его все бросили на произвол судьбы. При этом старайтесь все время вовремя забирать его домой.
- Как только вы заберете вечером его из дошкольного учреждения, выделите хотя бы небольшой промежуток времени, который вы сможете посвятить конкретно ему, а не домашнему хозяйству. Он должен знать, что нужен вам, и вы его любите.
Соблюдая все эти несложные условия, у вас выйдет сделать процесс адаптации безболезненным для дитя и очень быстрым.
Метки:Детский сад, Истерика
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста
- Какова психология мальчика 5 лет и каким должно быть его воспитание
- Проблемы духовно нравственного воспитания дошкольников
- Во сколько дети начинают учиться разговаривать?
Советы по адаптации
Перед тем, как отдать малыша в детский сад, родителям необходимо заблаговременно позаботиться о помощи ему в адаптационный период.
Для этого квалифицированные педагоги и психологи советуют сделать следующее:
- Перед тем, как отдать ребенка в дошкольное учреждение, его необходимо заранее познакомить с воспитателем, который набирает группу. Чем лучше малыш узнает воспитателя, тем ему будет проще оставаться с ним без родителей. Возможно, он даже сможет привязаться к педагогу, тогда проблем с адаптацией будет еще меньше.
- Нужно стараться чаще (если есть такая возможность) гулять с малышом по территории детсада. Так он постепенно станет привыкать к новой территории.
- Необходимо узнать, какой режим дня в учреждении, со всеми подробностями, а также какая программа развития там введена. Нужно создать подобный распорядок дня дома, а также начать знакомить ребенка с основными моментами программы развития. Все это должно выглядеть в виде игры, чтобы у малыша появилось желание посетить детсад.
- Стараться доходчиво, но ненастойчиво (опять же, в позитивной форме) объяснять малышу: куда и зачем он идет, а также что там необходимо делать, и как себя вести.
Развивать ребенка нужно с самого рождения. Как развивать ребенка в 5 месяцев – советы родителям.
О причинах недобора веса у грудничков вы можете почитать тут.
Какие игрушки нужно купить ребенку в 9 месяцев? Игрушки своими руками, которые могут сделать родители, рассмотрим в этой теме.