Определение понятия
Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:
- Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
- Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
- Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
- Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.
Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.
В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:
- в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
- противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
- такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
- установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
- организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.
Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема
Работа посвящена изучению актуальности экологических проблем, связанных с делинквентным поведением молодежи, произведено сравнение понятий «делинквентное поведение» и «девиантное поведение».
Ключевые слова: делинквентное поведение, окружающая среда, экологическое образование, экологическое воспитание, молодежь
Актуальность изучения вопросов связанных с делинквентным поведением обусловлена ситуацией развития современного общества, в процессе которого возникает рост напряженности, появляется многообразие стрессовых ситуаций, которые видоизменяют условия жизни и поведения молодежи. Стабильность отсутствует, процесс социальных сдвигов усиливает негативные тенденции, чем создает условия для закрепления делинквентного поведения, и как следствие деградацию, саморазрушение. Каждый человек в течение своей жизни осознанно или бессознательно совершает поступки, которые в той или иной мере переходят черту социальных норм. Особенно, это касается молодежи как психологически неустойчивой группе.
В настоящее время в России мы часто наблюдаем нарушение экологических законов, в том числе и среди молодежи. Судами было рекомендовано разделить экологические преступления и экологические проступки в ходе рассмотрения уголовных дел, ту деятельность, за которой установлена административная ответственность.
Экологически неблагополучными признаются около 15 территорий в России. По мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15–16: в год, тем самым значительно опережая темп роста ВВП. Экологи также считают, что в некоторых регионах от 35 до 60: питьевой воды не соответствует санитарным нормам. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. В этих условиях значительно вырастает роль правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, а также экологической науки, экологического образования и воспитания. [2]
Процесс социальных сдвигов и постоянная нестабильность усиливают негативные тенденции, провоцируя возникновение делинквентного поведения, и как следствие деградацию, в том числе уничтожение окружающего мира.
Для дальнейшего изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «делинквентное поведение». Специалисты используют следующие синонимы данного понятия: отклоняющееся, неадаптивное, ассоциальное, патологическое, аддиктивное и т. д.; самих же подростков называют «детьми группы риска», «трудными подростками». В литературе отмечают, что трудный подросток выступает не только лишь правонарушителем, но и человеком, который обладает невротическими симптомами. Этот факт является следствием отсутствия строгого определения и четкого разграничения понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, обозначая тенденцию перехода от одной категории в другую.
Ученые Альберта Бандура, Альфреда Адлера, Лева Семеновича Выготского, Беличевой Светланы Афанасьевны, Лидии Ильиничны Божович, дающие определениепонятию «девиантное поведение», обращают внимание на то, что у человека происходит нарушение социальной регуляции поведения и дефектность психической саморегуляции. Отметим, что зарубежные исследователи «девиантное поведение» отождествляют с «делинквентным».
В отечественной литературе встречается мнения, что патология подросткового периода не является фатальной. Она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физических и нервно-психических сферах подростка, сколько аномальными условиями предшествующего ему воспитания и развития.
Л. С. Выготский в своих трудах выделяет следующие факторы, при которых может возникнуть девиантное поведение: избыток или недостаток внимания к подростку со стороны родителей, неправильное воспитание.
Г. М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:
- Несовершеннолетние с преступной направленностью (10–15 %). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.
- Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30–40 %). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».
- Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.
4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25–30 %). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий. [4].
Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. А. приводят обобщенный анализ, выделяя различия между девиантным и делинквентным поведением:
1) под девиантным поведением подростков (социальная дезадаптация пассивного типа) мы будем понимать поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии. Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;
2) под делинквентным поведением подростков (социальная дезадаптация агрессивно-корыстного типа) мы будем понимать поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Делинквентное поведение подростков является следствием патогенно негативного формирования личности под воздействием антисоциациального ближайшего окружения. Отличительным признаком рассматриваемого социально-педагогического феномена является наличие у такого подростка ценностных установок криминогенной направленности;
3) в основе девиантного и делинквентного поведения подростков могут лежать различные формы непатологического и патологического нарушения психического здоровья ребенка, которые способствуют негативному личностному развитию. Тем не менее основной причиной появления социально-педагогических феноменов девиантного поведения и делинквентного поведения подростков остается негативное воздействие ближайшего социального окружения, формирующего определенные жизненные ценности и нравственно-этические установки. [4]
Делинквентное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У подростков (от 13 лет) преобладают хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. [6]
Даже при такой сильной законодательной базе, действующей на территории Российской Федерации, на данный момент мы видим увеличение числа экологических правонарушений. На сайте Федеральной служба государственной статистики указано, что в 1998 году было совершено 7 721 преступление, а в 2015 году — 24 856 преступлений.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой многогранную систему, решения которой проявляется в регулировании взаимодействия человека и природы, подчинением их системе законоположений. Как мы видим, в систему государственных мероприятий России по сохранению, восстановлению, улучшению благоприятных условий входят четыре группы юридических направлений: правовое регулирование отношений взаимодействия человека и природы, государственный контроль, юридическая ответственность правонарушителя, организация качественного экологического образования и воспитания.
Конституция, Федеральный закон, «Водный кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации», «Земляной кодекс Российской Федерации» и «Лесной кодекс Российской Федерации», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» — в данных документах указаны правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
Не смотря на законодательную базу, число экологических правонарушений среди молодежи возрастает, что подтверждает необходимость проведения профилактики делинквентного поведения.
В ГБОУ «Школа № 1296» реализуется профилактика делинквентного поведения молодежи как социально-экологической проблемы путем привлечения обучающихся в волонтерский эко-отряд «МАЯК». Образовательно-воспитательный проект «Школа волонтера» направлена на: приобретение участниками знаний об окружающей среде, об экологических проблемах и путях их решения, формирование ответственного отношения к окружающей среде, создание волонтерских экологических проектов и их реализации. Данная программа обеспечивает 1, 2 и 3 уровни воспитательных результатов по материалам Григорьева Д. В., к.пед.н., доцент, Степанова П. В., к.пед.н., Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО.
Литература:
- В. М. Назаренко. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой (Москва, 26 июня 2013), материалы и доклады / Изд-во Зелёного Креста, М.: 2013. — с. 275
- Ерофеев, Б. В. Экологическое право: Учебник (Профессиональное образование) / — 5-e изд., перераб. и доп. — Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М:, 2013. — 400 с.
- Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 524–525.
- Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск№ 1 / — М., 2012 г.
- Тайлакова Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета — 2012 — вып. № 3 — том 17.
- Ульянова И. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях // Социосфера, — М., 2014г.
- Черкашин А. А., Уланова О. В. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития/ Москва: Эка Зеленое движение России, 2013 г
- Чимитдоржина Б. Б. Значение нравственно-экологического воспитания молодежи на современном этапе // Cоциосфера, Могойтуйский аграрно-промышленный техникум, п. Могойтуй, Забайкальский край, Россия. 2013г
Различия делинквентного и девиантного поведения
Делинквентное и девиантное поведение являются вариантами протеста индивида против социальных норм и правил. Обе эти модели осуждаются обществом. Мотивом девиантных и делинквентных поступков являются отчаянные попытки индивида приспособиться к жизни в обществе, обрести желаемый социально-психологический статус в коллективе. Однако между этими формами поведения существуют не только сходства, но и различия.
Девиантное поведение основывается на нарушении культурных норм и правил лишь одной социальной группы, поэтому его принято считать относительным. Те действия, которые в одной социальной группе воспринимаются как аморальные, в другой группе будут считаться вполне допустимыми. Все зависит от культурного уровня социальной общности, в которой данные действия совершаются. Делинквентное же поведение представляет собой нарушение не только внутригрупповых норм и правил, но и государственных устоев, поэтому его считают абсолютным. При этом содержание понятия «девиация» гораздо шире, чем содержание понятия «делинквентность».
Мерой дозволенных действий в девиантном поведении являются общественные нормы и стандарты. На законодательном уровне не предусмотрены санкции за девиации. Основным методом их коррекции выступают воспитательные беседы с подростком, разъяснение негативных последствий его действий. Мерой дозволенных действий в делинквентном поведении выступает закон. Санкциями за деликты являются административная или уголовная ответственность.
Таким образом, основным различием между делинквентным и девиантным поведением можно считать тяжесть последствий противоправных действий для человека, который их совершает, и для окружающих людей.
Причины
Социология изучает делинквентное поведение наиболее полно, поэтому имеет целый ряд объяснений причин этого явления с разных точек зрения.
Основываясь на понятии «аномия», введённом Эмилем Дюркгеймом — основателем социологии как науки, отдельной от психологии и политической философии — причиной делинквентных поступков считают несоответствие между общественными целями и средствами, которыми общество предлагает их достичь.
Например, в обществе со стереотипами успешности и материального богатства при экономике, не лояльной к малому и среднему бизнесу, не многие стремятся основать своё дело, чтобы процветать, гораздо большее количество людей стремится занять высокую должность, чтобы красть.
Взгляд на отклоняющееся поведение, проистекающий из теории конфликта, рассматривает девианта (преступника) как носителя специфической субкультуры, которая вступает в конфликт с культурой общепринятой.
Доктор юридических наук, криминалист Яков Гилинский находит источники девиации в неравенстве разных социальных групп, представители которых должны прикладывать разные усилия для удовлетворения своих потребностей.
Найти единую причину каждого девиантного поступка вряд ли удастся, но, однозначно, уровень девиации в обществе зависит от прочности установленных в нём социальных, экономических, демографических и нравственных норм.
Всплеск делинквентного поведения всегда сопровождает перестройку общественного и экономического курса стран:
- рэкет 90-х годов прошлого века после распада СССР;
- возникновение сицилийской мафии в конце 19 века в период анархии после ухода от власти Бурбонов;
- хронически высокий уровень преступности в Бразилии, обусловленный постоянной сменой политических режимов и социально-экономическим неравенством граждан.
Причины делинквентного поведения
Основными причинами формирования делинквентности являются:
- усиление миграции и снижение уровня экономической стабильности России;
- низкий уровень правовой культуры населения;
- преобладание материальных ценностей над духовными;
- нищета;
- ярко выраженное социальное и материальное неравенство между людьми;
- низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
- воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
- смерть значимого для подростка человека;
- ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
- детская психотравма;
- физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
- несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста
- стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
- желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
- слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
- многочисленные сцены насилия и жестокости в СМИ;
- доступность для подростков материалов порнографического характера;
- деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
- наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
- наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
- трудности социальной адаптации личности;
- агрессивность;
- повышенная личностная тревожность;
- заниженная самооценка у подростка;
- низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
- большое количество свободного времени у подростка;
- замкнутость подростка, добровольная социальная изоляция;
- бродяжничество;
- низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
- наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
- стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
- стремление индивида к получению удовольствия изощренными способами;
- попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
- слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
- стремление людей любой ценой заполучить желаемые материальные ценности;
- попадание подростка в асоциальную группу сверстников;
Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.
Особенности делинквентного поведения у подростков
Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:
- Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
- Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
- Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
- Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
- Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
- Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
- Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
- Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.
В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.
Почему подростки становятся делинквентами
Безнаказанность — одна из причин такого поведения
Причин, которые могут привести к подобному типу поведения, существует множество. Согласно статистике, чаще всего к такому образу жизни склонны лица из неблагополучных семей. Встречаются ситуации, когда подростки и молодые люди, живущие в достатке и имеющие все возможности для благополучного сценария жизни, начинают вести себя противоправным образом. Нередко причины наблюдаются в совокупности.
Делинквенты могут становиться таковыми по внутренним причинам. Это связано с их моральными установками и типом темперамента. Например, холерики склонны к подобным импульсивным поступкам. К противоправному поведению в обществе также приводят:
- пагубные пристрастия;
- повышенная или, наоборот, пониженная тревожность;
- различные психические отклонения, передающиеся генетически и многое другое.
К внешним причинам, которые могут побуждать подростка к совершению подобных поступков, относят:
- нехватку денежных средств;
- серьезные конфликты на почве неприятия в определенной среде;
- неблагополучное социальное окружение;
- перемены в обществе, например, кризисы и революции.
Недостаточная правовая грамотность также может быть фактором. Если о серьезных уголовных деяниях подростки знают и понимают, что их могут посадить в тюрьму, то о наказаниях по другим категориям правонарушений могут даже не догадываться.
Климат в семье и подход родителей к воспитанию влияет на многое
Часто причины кроются внутри семьи. К негативным факторам, формирующим склонность к подобному типу поведения, относят:
- различные зависимости одного из членов семьи либо всех;
- вседозволенность и равнодушие по отношению к ребенку;
- чрезмерная опека контроль;
- конфликтная обстановка внутри семьи, в том числе с применением физического насилия;
- развод родителей;
- отсутствие каких-либо воспитательных мер и общения.
Все эти факторы по отдельности либо в совокупности могут приводить к появлению у ребенка ощущения ненужности. Возрастающая внутренняя обида выливается в агрессию. Именно ее ребенок направляет вовне.
Если на фоне такой картины внутри семьи подросток попадает в плохую компанию, риск стать делинквентом у него многократно возрастает.
Формы и виды делинквентного поведения
Делинквентное поведение принято классифицировать по видам и формам. Распространенными видами данной аномалии являются:
- Совершение административных правонарушений:
- мелкое хулиганство;
- курение;
- нарушение правил дорожного движения;
- употребление ненормативной лексики;
- оскорбление другого человека;
- распитие алкогольных напитков в общественном месте;
- домогательство;
- эксгибиционизм;
- попрошайничество;
- бродяжничество;
- проституция.
Положениями действующего законодательства за такие деяния предусмотрены исправительные общественные работы и штрафы.
- Дисциплинарные проступки:
- явка на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- опоздание на работу;
- прогул смены;
- самовольный досрочный уход с работы;
- нарушение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии;
- недобросовестное исполнение должностной инструкции.
За совершение дисциплинарного проступка человеку грозит устный или письменный выговор, замечание, лишение премиальных выплат, увольнение или снятие с занимаемой должности.
- Преступления:
- организация теракта;
- вандализм, осквернение сооружений;
- кража;
- грабеж;
- убийство;
- разбойное нападение с целью наживы;
- мошенничество;
- побои;
- изнасилование;
- распространение наркотических средств;
- вымогательство;
- угон авто;
- жестокое обращение с животными;
- буллинг;
- склонение кого-либо к совершению суицидальной попытки.
Приведенные выше примеры делинквентного поведения подчеркивают многогранность и многозначность данного понятия.
В соответствии с положениями УК РФ, с 16 лет наступает полная ответственность гражданина за совершение тех или иных противоправных деяний. А за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет.
Делинквентное поведение реализуется в следующих формах:
- асоциальное поведение, которое основывается на нарушении нравственных и этических устоев общества;
- действия ненасильственного характера (корыстные поступки, желание получить материальную выгоду нечестным путем);
- насильственные действия, в результате которых один человек или группа людей получают физические увечья.
Профилактика делинквентного поведения
По мнению психологов, наиболее перспективным вариантом решения проблемы делинквентности в подростковой среде является система профилактической работы. Целью профилактических мероприятий является:
- формирование психогигиенических знаний и навыков у подростков;
- формирование позитивного самоотношения у подростков;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
- развитие целеустремленности, стрессоустойчивости, ответственности;
- развитие социальной компетентности и критического мышления;
- развитие коммуникативных навыков, умения конструктивно воспринимать критику, разрешать конфликты социально приемлемыми способами.
Профилактическая работа направлена на нейтрализацию поведенческих отклонений у несовершеннолетних в период подросткового возраста. Основными направлениями профилактической работы являются:
- профилактика возникновения патологий в психофизическом развитии личности;
- защита прав и интересов подростков, организация правового просвещения несовершеннолетних;
- разрушение деструктивных моделей поведения через формирование у подростков альтернативных способов межличностных отношений;
- организация содержательного досуга подростков, привлечение их к общественно полезной деятельности, волонтерству;
- организация подростковых дискуссионных клубов и кружков по интересам, привлечение юношей и девушек к театральному, изобразительному и музыкальному искусству, вовлечение их в систематические занятия спортом.
Но, к сожалению, описанные средства профилактики деструктивных проявлений не решают проблему правонарушений среди подростков. Для повышения эффективности профилактической работы нужно чтобы педагоги, психологи и родители действовали сообща. Однако родители несовершеннолетних детей пока не готовы к полноценному сотрудничеству с образовательно-воспитательными учреждениями и участию в профилактических мероприятиях на базе школ и узкоспециализированных центров.
Отрывок, характеризующий Делинквентное поведение
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?… – Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу. – Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный. – Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с. – Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить? Денисов засмеялся. – Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен. – Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу… – Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Сказался больным, завтг’а велено пг’иказом исключить, – проговорил Денисов. – Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр. – Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов. В комнату вошел Жерков. – Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему. – Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем. – Врешь! – Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал? – Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани? – Тут, брат, у нас, такая каша второй день. Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать. – Поход, господа! – Ну, и слава Богу, засиделись. Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста. День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля. Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду. Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве. – Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий. – Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный! – Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением. – И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться. Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились. – А ведь хорошо бы, господа! Офицеры засмеялись. – Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы! – Им ведь и скучно, – смеясь, сказал офицер, который был посмелее. Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку. – Ну, так и есть, так и есть, – сердито сказал генерал, опуская трубку от глаз и пожимая плечами, – так и есть, станут бить по переправе. И что они там мешкают? На той стороне простым глазом виден был неприятель и его батарея, из которой показался молочно белый дымок. Вслед за дымком раздался дальний выстрел, и видно было, как наши войска заспешили на переправе. Несвицкий, отдуваясь, поднялся и, улыбаясь, подошел к генералу. – Не угодно ли закусить вашему превосходительству? – сказал он. – Нехорошо дело, – сказал генерал, не отвечая ему, – замешкались наши. – Не съездить ли, ваше превосходительство? – сказал Несвицкий. – Да, съездите, пожалуйста, – сказал генерал, повторяя то, что уже раз подробно было приказано, – и скажите гусарам, чтобы они последние перешли и зажгли мост, как я приказывал, да чтобы горючие материалы на мосту еще осмотреть.