Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования

:

  • Наглядно-действенное мышление . Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление . Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление . Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

image

Виды и формы мышления

Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.

В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям:

1. по форме;

2. по характеру решаемых задач;

3. по степени развернутости;

4. по степени новизны и оригинальности.

Дадим краткую характеристику каждому виду мышления.

1) По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощь реального, физического преобразования проблемной ситуации. Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.

Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее видение проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение. Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.

Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач. Т.е. в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия Поэтому именно благодаря ему, человек способен обобщенно отражать окружающую действительность. Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах развития.

У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.

2) По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач. Поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности.

Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека.

3) По степени развернутости также выделяют 2 вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении. Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.

4) Результат мыслительное деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое мышление) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.

Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:

Глубина мышления – способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.

Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.

Гибкость мышления – умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность мышления.

Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразием мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).

Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.

Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.

Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога». Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля.

По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.

Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).

В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.

Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:

— индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;

— дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;

— умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.

Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира

:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

6.4.3. Приемы и методы мышления

Многообразие методов мышления позволяет творческому работнику, будь то ученый или проектировщик, получать хорошие результаты. Проблема состоит в умении пользоваться этими методами, целенаправленно применять их на разных фазах творческого процесса. Рационально-логические эвристические методы мышления Логические мыслительные операции, которые полностью находятся в сфере нашего сознания, являются базой для построения многих эвристических методов творчества. Основным энергетическим ресурсом элементарных мыслительных операций являются такие черты психики человека, как внимание и степень фиксированности внимания — сосредоточение. Материал для элементарных мыслительных процессов предоставляет непосредственное наблюдение и ощущения, а также память в виде представлений. К методам логического мышления относятся: 1. Дедукция — выведение следствия из одного или нескольких утверждений (посылок), переход от общего к частному. Примеры дедукции: • Одиссей размышляет, проезжая мимо острова сирен: «Всякий, кто услышит пение этих птиц, неизбежно погибает. Мы будем находиться на таком расстоянии от острова, что пение будет хорошо слышно. Следовательно, нашему кораблю грозит опасность…» • Все металлы электропроводны. Гелий не электропроводен — он не металл. Другими словами существует некоторое множество с определенными признаками. Операция дедукции определяет — входит или нет объект мышления в данное множество по тем или иным признакам. 2. Индукция — на основе частных (конкретных) утверждений построение общих умозаключений от частного к общему, от фактов, наблюдений — к общим выводам. Пример индукции — Земля вращается вокруг Солнца по эллипсу; Меркурий, Марс, Венера, Юпитер … Вывод — все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллипсам. Существенным в этих операциях является то, что нельзя полностью отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию — с переходом от частного к общему. Дедукция — это логический переход от одной истины к другой, индукция — переход от достоверного знания (от фактов) к вероятному. Дедукция играет особую роль в обоснованности утверждений: если рассматриваемое положение логически следует из уже установленных положений, оно обоснованно и приемлемо в той же мере, что и последние. Это — собственно логический способ обоснования утверждений, использующий чистое рассуждение и не требующий обращения к наблюдению, интуиции и тд. Индукция — основа нашего знания. Она не гарантирует его истинности и обоснованности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым рождает в той или иной степени достоверные знания. 3. Анализ — процесс мысленного разделения объекта на части. 4. Синтез — процесс воссоединения целого из частей. Анализ и синтез представляют единство противоположностей. В практике менеджера эти методы мышления занимают особое место, так как особенно часто ему приходится заниматься деструктуризацией и реструктуризацией — разделением исследуемого объекта (процесса, проблемы, информации) на части и воссоединением принципиально, качественно нового объекта из этих частей. На основе анализа и синтеза получаются новые знания, новые объекты. Анализ и синтез позволяют отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому, классифицировать предметы и явления. 5. Методы сравнения и аналогии также используются для генерации нового. Ценность аналогии, как отмечалось выше, в том, что позволяет переносить знания, полученные об одном объекте, на другой объект с той или иной степенью вероятности. Большое значение в творческом процессе имеет аналогия отношений, способная установить неограниченное число признаков сходства между самыми отдаленными областями. При умелом управлении такая аналогия может стать приемом образования абсолютно новых идей. Однако умозаключение по аналогии не дает достоверных знаний. 6. Обобщение — это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий. 7. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и явлений, выделение некоторых свойств, интересующих ученого. Ярким примером абстрактного объекта является идеальный газ, который используется как модель газа в физике, термодинамике и т.д. Воображение также является методом мышления, как уже отмечалось выше. Но его трудно отнести к рациональным или иррациональным методам. Так выделяют три вида воображения: логическое (выводит будущее из настоящего путем вышеописанных методов логического мышления); критическое (ищет в объектах исследования несовершенство); творческое (рождает принципиально новые объекты, не имеющие прообразов в реальности). Вторую группу рационально-логических методов составляют методы диалектического мышления. Во-первых, диалектическое мышление рассматривает исследуемый объект системно, то есть со всех его сторон, во взаимосвязи всех его частей. Во-вторых, при таком рассмотрении необходимо учитывать изменения, происходящие в объекте, его развитие. В-третьих, в объекте необходимо выявить несоответствия, противоположности и противоречия в функционировании и развитии. Более того, согласно диалектике, очень важно в творческом процессе понимание единства и борьбы противоположностей, их взаимных превращений. Это позволяет познавать явления во времени, видеть тенденции перехода положительного в отрицательное, стимула в тормоз; дает возможность прогнозировать события. Диалектическое мышление — основа многих алгоритмических методов творчества. Эвристические методы К иррациональным эвристическим методам относится, прежде всего, интуиция. Если вышеперечисленные рациональные методы мышления поддаются описанию, алгоритмизации и, следовательно, управлению, то интуиция — нет. Интуицию определяют как прямое усмотрение истины, решения поставленной проблемы без всякого рассуждения и доказательства. Интуиция находится в сфере подсознания, для нее характерны неосознанность, неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность. Результатом интуитивного творческого акта является озарение — инсайт , дающее мгновенный ответ. Аргентинский философ М. Бунге: «Интуиция — это коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их точно проанализировать или даже назвать, либо такие, название или наименование которых нас не интересует». Французский математик и философ А. Пуанкаре: «Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают». Хотя нередко интуицию противопоставляют логике, инсайт невозможен без предварительного накопления фактов и их анализа — и подсознанию нужен рабочий материал. Интуитивное решение требует проверки логикой, зачастую оно не является достоверным. Существует ряд способов, которые стимулируют интуицию: • групповой способ — «мозговой штурм», который выделяется как самостоятельный; • способ «инкубации», при котором внимание переключается на другую сферу деятельности на некоторое, порой весьма значительное время; • персональный способ, который состоит в том, что перед сном формулируется проблема, утром же при первых признаках пробуждения, пока еще сознание не овладело полностью мозгом, внимание возвращается к данной проблеме, возможна интуитивная подсказка ее решения; • развитие воображения, которое в свою очередь стимулирует интуицию. К эвристическим методам относят также методы активизации творчества, которые включают: 1. Метод мозгового штурма. Был предложен А. Осборном (США) в 40-х гг. Создаются две группы людей, в первую включаются люди различных специальностей, способные генерировать идеи, во вторую — склонные к критическому анализу. Определяются проблема и правила генерирования идей: • любая критика и вынесение суждения по высказанной идее не допускаются; • активность каждого участника в генерировании идей; • свобода высказывания мыслей при объявлении идеи; • желательно, чтобы идеи одного подхватывались другими; • регламент высказывания идеи — одна минута. • общая продолжительность штурма — около одного часа. Все высказывания стенографируются или записываются на магнитофон. При поиске решений данным методом рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в результатах решений. При этом они не обязаны быть специалистами по данной проблеме, но должны иметь общее представление. Данный метод является неформализованным, он увеличивает число вариантов решений (проб и ошибок), стимулирует интуицию людей и, кроме того, благодаря принципу синергизма происходит умножение не только количества, но и качества решений. 2. Метод синектики. Предложен американским ученым У. Гордоном, который приступил к исследованиям в области творческих процессов в 1944 г. в Гарвардском университете, наблюдая за группами работающих над решениями проблем. В 1960 г. он основал , работа которой была основана на применении разработанных им приемов активизации творчества. В основу метода синектики положен мозговой штурм, но штурм ведется группой профессионалов, которые постоянно накапливают опыт решения задач данным способом. Основное отличие метода синектики от метода мозгового штурма заключается в использовании четырех стимулирующих приемов, основанных на аналогии: • прямая аналогия — анализ путей решения задачи, похожей на данную, в других областях; • личная аналогия (эмпатия) — попытка войти в образ данного объекта и оценка ситуации с этой точки зрения; • символическая аналогия — краткое лингвистическое определение сути задачи (обычно из двух слов), то есть это поэтический отклик на проблему — сжатый, образный, противоречивый, эмоциональный. Цель — обнаружить неясность, противоречие, разрушить психологический барьер; Примеры: прочность — принудительная целостность, пламя — видимая теплота, храповой механизм — надежная прерывистость. • фантастическая аналогия — решение задачи фантастическим методом. Данный метод является также не формализованным, он предлагает лишь набор эвристик и стимулирует групповую динамику, направленную на количество и качество решений. Метод, кроме того, требует специального обучения участников и наличия ведущего — опытного специалиста в области синектики. 3. Метод «Дельфи». Был разработан сотрудниками американской О. Холмером, Т. Гордоном и др. Цель метода — получить согласованную информацию высокой степени достоверности от группы экспертов. В отличие от метода «мозгового штурма» участники не взаимодействуют друг с другом, прямые дискуссии заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов. Это делается с целью устранения взаимовлияния, конформизма, конфликтов и неприязни. Считается, что метод «Дельфи» наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по отдельным ее составляющим. Технология проведения экспертизы по методу «Дельфи»: • формирование постоянной рабочей группы, обеспечивающей сбор и обобщение мнений экспертов; • выбор необходимого для исследования количества и состава экспертов; • составление анкеты, в которой указывается не сама проблема, но относящиеся к ней основные и вспомогательные вопросы; • проведение опросов экспертов по определенной методике и с использованием специальных бланков; • обобщение экспертных заключений и выдача рекомендаций по исследуемой проблеме. Методика проведения опросов имеет следующие особенности: • вопросы формулируются таким образом, что ответы на них давались в количественной форме, обычно как рейтинг представленных вариантов; • после первой статистической обработки ответов экспертов получаются обобщенные ответы, которые объединяются в три группы — по 25 % самых высоких и самых низких оценок и 50 % средних оценок. Эти результаты рассылаются каждому эксперту для повторного рассмотрения и уточнения заключения, особенно по оценкам, выходящим за величину принятого 50 %-го размаха, если эксперт сочтет это необходимым. Обычно на практике достаточно трех этапов получения хорошо согласованных оценок экспертов. 4. Морфологический анализ. Предложен швейцарским ученым Цвикки. Он основан на логических операциях анализа и синтеза, является частично формализованным и увеличивает число возможных решений. Согласно данному методу: • формулируется цель, например, — создать новую конструкцию изделия; • проводится анализ объекта проектирования и выделяются несколько его функциональных подсистем (используется логическая операция «И»); • для каждой из функциональных подсистем определяются варианты ее исполнения (используется логическая операция «ИЛИ»); • составляется таблица, в строках которой находятся варианты исполнения функциональных подсистем объекта проектирования, а столбец «Варианты решения» представляет собой конструктивные решения объекта, как комбинации вариантов исполнения. • проводятся анализ и оценка вариантов решений. Если в объекте выделены три функциональных подсистемы, по которым проводится анализ, и каждая подсистема имеет два исполнения, то общее число возможных вариантов решений равно 2x2x2 = 8. Часть из них уже известны, часть нежелательны, а некоторые являются новыми.

Таблица морфологического анализа

На практике число вариантов решений может достигать сотни тысяч комбинаций. В этом случае для создания таких комбинаций и их предварительного отбора по тем или иным критериям используют специальное программное обеспечение. 5. Ассоциативные методы. Являются простыми и в некоторых случаях весьма эффективными. К таким методам относятся методы каталога (Ф. Кунце), фокальных объектов (Ч. Вайтинг), гирлянд случайностей и ассоциаций (Г.Я. Буш). Например, при использовании метода фокальных объектов к проектируемому объекту добавляются свойства каких-то случайных объектов. 6. Метод контрольных вопросов. Является достаточно простым, доступным и широко применяется в Европе и Америке, где по разным видам деятельности составляются экспертами перечни вопросов в виде алгоритмов или как множество случайных вопросов. Цель — обеспечить наиболее полный обзор проблемы и возможных путей ее решения, дать алгоритм решения проблемы, помочь обойти стереотипы, дать возможность взглянуть на проблему по другому. 7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Вышеперечисленные методы с успехом применяются в менеджменте, в науке и технике. ТРИЗ же является методом, разработанным для решения технических задач. Это полностью формализованный метод, который еще называется «Алгоритм решения изобретательских задач». Он был разработан советским изобретателем и писателем Генрихом Альтшуллером в шестидесятых годах. Основные черты ТРИЗ заключаются в следующем: • строгое использование законов развития технических систем, что позволяет резко сократить число направлений поиска; • системный анализ технического объекта-системы; • создание идеального образа проектируемый технической системы как главной цели поиска; • выявление противоречий в технической системе, как источник ее развития и совершенствования; • наличие обширной базы данных об изобретательских приемах и методах разрешения противоречий, выявленных путем анализа больших массивов современной патентной информации; • наличие средств и приемов активизации воображения и преодоления психической инерции (развитие творческого воображения). По своей структуре ТРИЗ представляет собой программу последовательной обработки изобретательских задач. Решение задач начинают с определения идеального конечного результата. Законы развития технических систем заложены в самой структуре программы или отражены в виде определенных операторов. С помощью этих операторов при решении изобретательских задач шаг за шагом выявляется техническое противоречие и определяется та часть технической системы, к которой она относится. После этого применяются операторы, изменяющие выделенную часть системы и позволяющие устранить техническое противоречие путем перевода его в физическое противоречие и применения типовых приемов устранения физических противоречий. Приведем некоторые из них. Приемы дробления и объединения (частей или операций). Например, пневматическая шина, состоящая из двенадцати независимых секций для повышения надежности. Или наоборот, объединение двух шин в одном колесе также для повышения надежности. Прием вынесения. При этом от объекта отделяется «мешающая» часть (свойство) или, наоборот, нужная часть (свойство). Например, для отпугивания птиц от аэродромов воспроизводится с помощью магнитофона крик испуганной птицы. Прием инверсии. При этом вместо действия используется противодействие. Например, для испытания самолетов в аэродинамической трубе подается воздух, сам самолет неподвижен. Прием универсальности. Объект выполняет разные функции, вследствие чего отпадает необходимость в других объектах. Например, танкер, оборудованный нефтеперегонной установкой выполняет одновременно две функции — транспортирование и нефтеперегонка. Прием самообслуживания. Объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции. Например, самозатачивающееся лезвие, у которого два слоя металла — мягкий и твердый. Мягкий слой изнашивается быстрее, поэтому толщина лезвия остается постоянной. 8. Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Данный метод основывается на системном анализе. Является формализованным. В настоящее время он нашел широкое распространение, особенно в связи с разработкой поддерживающих его программных средств.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

66. Опишите работу ученого, направленную на получение новых знаний. 67. Представьте основные методы научных исследований. 68. Опишите сущность такого умственного вида деятельности как проектирование. 69. Выделите основные группы методов, которые используются в творческих процессах. 70. Опишите общий алгоритм творческого процесса. 71. Какие логические мыслительные операции используют ученые, исследователи, творческие работники в своей деятельности? 72. Опишите основные эвристические методы творческой работы.

Вперед

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории

:

  • Логическое – этическое . Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное . Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное . Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое . Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер» . Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты . Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы . Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм . Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Природа мышления

В процессы мышления поступает информация, которую мы ощутили и восприняли из окружающей действительности. В функции мыслительной деятельности входят:

  • расширение границ познания с помощью выхода за пределы чувственного восприятия;
  • обобщение;
  • планирование.

Задачами мышления являются:

  • раскрытие отношений между предметами;
  • определение связей;
  • четкое разграничение связей от совпадений.

Определение 1 Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Классификация мыслительного процесса человека

Структура мышления:

  • наглядно-действенное (0-3 лет);
  • наглядно-образное (3-6 лет);
  • вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Виды потребностей

Различают три вида потребностей:

  1. Биологические (естественные) — это потребности, обеспечивающие существование человека как биологического организма. К таким потребностям относятся: пища, вода, воздух, жилище, сон).
  2. Социальные — это потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания человеком его социальной сущности. Например: трудовая деятельность, культурный досуг, общение с другими людьми).
  3. Духовные (идеальные) — потребности, свойственные человеку для развития индивидуальности. Сюда входят: приобретение новых знаний, творчество, искусство.

Американский психолог А.Маслоу в своей пирамиде потребностей среди вышеперечисленных видов потребностей расположил еще экзистенциальные и престижные потребности.

Экзистенциальные потребности. Сюда относят: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, страховании от несчастных случаев.

К престижным потребностям относятся: потребность в самоуважении, уважении со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост.

Таблица потребностей А.Маслоу

Потребности можно также разделить на индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека. Общественные потребности складываются из интересов большинства индивидов.

Кроме того, потребности бывают разумными и мнимыми (ложными).

Разумные потребности (стремление к истине, красоте, знаниям) способствуют развитию личности и сохранению здоровья человека, в то время как мнимые потребности ведут к разрушению здоровья и деградации личности. К мнимым потребностям относятся: курение, алкоголь, наркотики.

Сущность становление мышления

При становлении мышление должно пройти две стадии:

  • допонятийную;
  • понятийную.

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Когда что-то объясняешь, ими все сводится к частному, знакомому. Их суждения строятся на аналогии или сходстве. Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы. При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников. Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным. В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

  • практических действий;
  • наглядных образов;
  • отвлеченных понятий/рассуждений.

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

  • рассудок;
  • разум.

Определение 2 Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Определение 3

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Правильный ответ: суждение

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №3

Правильный ответ: 32143

Потребность — нужда человека в том, что составляет основу его существования. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности.

Виды и операции мышления человека

Мышление бывает:

  • теоретическим;
  • практическим;
  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.
  1. Сравнение;
  2. Анализ;
  3. Синтез;
  4. Абстракция;
  5. Обобщение.

Рассмотрим каждый из них.

1. На данном этапе происходит сопоставление вещей, выявляются отличительные черты, сходство, что в дальнейшем приводит к классификации.

2. Подразумевает мысленное разложение предмета, ситуации на элементы. Это помогает отделить несущественное от существенного.

3. Обратный процесс анализа. Синтез восстанавливает целое, находит важные связи и отношения.

4. На данном этапе выделяется и отделяется какая-то одна сторона. Абстракция выделяет нечувственные свойства.

5. Этап обобщения подразумевает отбрасывание единичных признаков, сохраняя общие. Также здесь происходит раскрытие важных связей. Обобщение совершается мыслящим путем сравнения. Это считается простой формой мышления, а сложной – раскрытие отношений, закономерностей, связей.

Формы мышления отражаются в виде:

  • понятий;
  • суждений;
  • умозаключений (дедуктивным, индуктивным способом).

Механизм мыслительного процесса

Определение 4 Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

  • подготовку;
  • поиск решения;
  • вдохновение;
  • проверку найденного решения.

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация.
  2. Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
  3. Поиск решения:
    • поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
    • решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
    • поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на: углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
    • аналогиях;
    • эвристических приемах;
    • эмпирическом методе.

    В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

    Факторы, которые влияют на озарение:

    • сильная увлеченность проблемой;
    • вера в успех;
    • опыт, большое количество информации о проблеме;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
    1. Доказательство найденной идеи с помощью логики.
    2. Реализация решения.
    3. Проверка найденного решения.
    4. Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).

    Индивидуальные особенности мышления

    Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

    • глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
    • широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
    • самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
    • гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
    • скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
    • торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
    • замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
    • критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).

    Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

    • наглядно-действенный;
    • наглядно-образный;
    • абстрактно-логический.

    Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

    Можно ли развить мышление взрослого человека

    Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

    Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

    Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

    Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

    Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

    Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

    Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление – человекоориентированную методику, позволяющую находить нестандартные решения задач. Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты. Каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы и поговорим в нашей статье. Читать подробнее…

    9

    Развитие абстрактно-логического мышления

    Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

    Что развивать

    Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

    • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
    • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
    • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
    • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

    Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

    Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

    Как развивать

    Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

    Приемы мыслительной деятельности.

    Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному.

    Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.

    Анализ и синтез неразрывно связанны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

    Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

    Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

    В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник и прямоугольник, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений.

    Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств.

    Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

    Аналогия – мысленное установление сходства между объектами в некотором отношении.

    Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

    В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации.

    Конкретизация – это мысленный подход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

    В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

    Классификация – это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков.

    [17]

    Я считаю, чтобы правильно строить процесс обучения, надо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности организации мыслительного процесса, развитие мыслительных способностей учащихся в учебной деятельности, не забывая при этом, что человеческое мышление изначально двустороннее: эмоционально-образная и логическая стороны существуют как равноправные части.

    Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.

    На стадии конкретных операций ученик обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.

    Дети могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые объекты.

    Подчеркну еще раз, что целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс все более и более ускоряется по мере овладения этими приемами, т.е. по мере развития логики мышления учащихся.

    Гуманитарная направленность выражается в том, что ребенок с первых шагов в школе будет овладевать не только знаниями, но и способами их постижения (правилами игры в информационном пространстве).

    Основные задачи, которые решает учитель информатики в процессе формирования логического мышления:

    · научить школьников решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом;

    · создать ситуацию успеха, помочь обрести ребенку уверенность в его силах;

    · развить поисковую активность и сообразительность ребенка.

    Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. А главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру. Так, в ходе своих исследований, Ж. Пиаже предпринял попытку проанализировать процесс решения подростками сложных мыслительных задач. С этой целью он провел следующий эксперимент: детям было предъявлено 5 сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску. Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать возможные комбинации смешения жидкостей, после чего выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получали результат, который был заранее логически обоснован. Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и другим. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

    · способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

    · способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

    Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Анализируя работы Пиаже, можно прийти к выводу что, абстрактное мышление подростков находится на уровне формальных операций. Пиаже считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного воз­раста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития исходят из идей Пиаже.[24]

    Упражнения по развитию логического мышления

    Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

    Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

    Упражнение «Логические цепочки»

    Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

    Вариант 1

    Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

    • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
    • и рыба, и бутылка связаны с водой;
    • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
    • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
    • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

    Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

    Вариант 2

    Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

    1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
    2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

    Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

    Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

    Упражнение «Составление предложений»

    Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

    А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

    Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

    Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

    Упражнение «Я скажу по-другому»

    Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

    А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

    Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

    Способы мышления.

    Татьяна Адамовна Волкова

    Способы мышления.

    Способы мышления.

    Самый известный способ – логический, он наиболее распространен среди населения нашего континента. Данный способ характеризуется последовательными допущениями – выводами, вытекающими один из другого. Мысли в данном варианте вырабатываются одна за другой и представляют собой процесс линейного типа. Характеризуется низкими скоростями и, как правило, сопровождаются внутренним диалогом. В процессе используется база навыков и знаний, наработанная человечеством и усвоенная данным человеком за предыдущий период времени. Способ неплохо работает в изведанных областях знания, но в новых областях малоэффективен.

    Мышление стандартами. Способ придуман учеными и изобретателями. Наиболее известен в разработке методов данного способа Г. С. Альтшуллер, который разработал целую систему разновидностей стандартного мышления под названием «Теория решения изобретательских задач».

    Геометрический способ характеризуется длительными сборами информации, выражения их графическим способом, и на основе построенных изображений (графиков, карт, схем) предугадывания дальнейших событий. Например, по графику можно предположить, как поведет себя тело при температуре, при которой испытания не проводились.

    Мозговой штурм. На первый взгляд выглядит как простое общение. По сути это форма коллективного мышления, когда в одном месте собирается много информированных людей и начинают беседовать на волнующую их тему. Именно совместные усилия приводят к сильным решениям. Скрытой формой мозгового штурма является появление «умных мыслей» у человека, озадаченного решением проблемы или задачи в присутствии другого человека или группы людей. Исследования показали, что совпадение появления умных мыслей выходит за пределы случайного.

    Озарение. Как способ можно охарактеризовать очень высокими скоростями. Озарение, как правило, идет вспышкой в течение некоего промежутка времени, в течение которого сознание воспринимает мир в совершенно ином свете. Неразрешимая задача может быть информационно доступна с многих точек зрения одновременно. Можно видеть мельчайшие детали процесса и решение сразу.

    Яснознание. Данная форма мышления характеризуется очень отчетливым ощущением «знаю это» без тени сомнения. Обычно информация возникает как бы ниоткуда. Представляет собой разновидность интуитивного мышления.

    Звуковая форма мышления. Поставив целью решить какую-нибудь задачу, человек начинает голосом звучать, подбирая частоту, тембр и звуки. Предположительно в этот момент времени становятся активными различные участки коры головного мозга и психики. Если человеку повезет, а при постоянной практике мастерство растет, человек сможет пообобрать такой звук, при котором решение приходит самостоятельно.

    Импульсная форма. Характеризуется высокими перегрузками организма. Человек, пытаясь осмыслить задачу, напрягается изо всех сил в течение длительного времени. Потом отпускает все действия и начинает делать спокойную работу, расслабляющую организм. Это может быть вязание, просмотр телепередач, сон, просто сидеть, медитация. Во время расслабления приходят гениальные решения.

    Образное мышление. Если в процессе осмысления и решения задачи быть максимально внимательным к мелочам, то действия окружения или посторонние предметы могут спровоцировать образ решения задачи без ментального вмешательства.

    Видение. Странный, но очень эффективный способ решения нестандартных задач. В пример могу привести вопрос, который повергал в замешательство многих людей. «С какой скоростью должна бежать собака, чтобы привязанная к ее длинному хвосту консервная банка не гремела?»

    Ни один из моих взрослых знакомых, в том числе и я не смогли ответить на этот вопрос. Но несколько детей, не нагруженных опытом, сразу отвечали: собака должна стоять (сидеть). То есть V = 0. Они видели ответ.

    Сновидение. Мышление в сновидениях очень интересный феномен. Человек может находить разнообразные решения суперсложных задач. В процессе сновидений отключаются ограничители сознания. Это знают и используют отдельные изобретатели для своей работы.

    Моделирование. Изготавливается модель задачи или инсценируется модель происшествия, чтобы наглядно видеть происходящее событие. Используется криминалистами и учеными.

    Вхождение в образ. Человек входит в образ другого человека, существа, растения, и другого объекта с целью понять это. Погружение может быть настолько сильным, что человек полностью идентифицирует себя с объектом. Он чувствует, думает и живет как объект. Видимо это самая лучшая форма мышления, чтобы понять другого. Практикуется адептами эзотерических учений, йогами, живописцами восточных направлений. Ученые люди могут представлять себя предметом, который изучают. По преданиям, Королев, когда был молодым и решал простые задачи по усовершенствования сковороды, входил в ее образ так сильно, что реально представлял все деформации, происходящие в металле, что сильно помогло ему в данной работе.

    Двигательная форма мышления. Характеризуется применением физических упражнений во время мышления. Вернее мышление в процессе не производится направленно. Человек ждет. В результате неудобных или наоборот удобных положений тела, энергетической активности во время бега, высвобождения дополнительных источников энергии мысли возникают в сознании самостоятельно. Одним из недостатков данного вида мышления является «выскакивание из головы» подобного рода мыслей. Рекомендую брать диктофон или иной инструмент для фиксации мысли на материальном носителе.

    https://www.muhlenie.narod.ru/sposob.htm

    Образное мышление и его развитие

    Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

    «А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

    Что развивать

    Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

    • образную память;
    • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
    • воображение, как способность создавать новые образы;
    • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
    • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
    • умение фантазировать.

    Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

    Упражнение «Воссоздание образов»

    Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

    Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

    Теперь перейдем к более сложным заданиям.

    Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

    Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

    Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

    Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

    Упражнения «Фантастические образы»

    Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

    Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

    Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

    Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

    Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

    Используемые источники:

    • https://psy.wikireading.ru/142749
    • https://psylogik.ru/218-myshlenie.html
    • https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-protsessy-myshlenija/
    • https://psychologist.tips/3659-razvitie-myshleniya-priemy-metody-uprazhneniya.html

    Онлайн-программа «Когнитивистика»

    В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…

    Надеемся, теперь у вас появится больше веры в собственные силы и уверенности в том, что избавиться от шаблонов и закостенелости мышления очень даже просто. Удачи!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Лучшие материалы блога в 2021 году: развитие мышления, тренировка мозга, самообразование
    • Вредные стили мышления
    • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
    • Два образа мышления по Кэрол Двек
    • Интересное про когнитивные искажения
    • 5 образов мышления
    • Фиксированное мышление
    • Дайджест: критическое мышление
    • Виды мышления
    • Не все то, чем кажется

    Ключевые слова:1Когнитивистика

    Оцените статью
    Добавить комментарий