Психотерапия гештальт-терапия основана в середине двадцатого века немецким психологом Фридрихом Перлзом, но наибольшую популярность она получила в последнее время.
Название это направление происходит от немецкого понятия Gestalt — «законченное», «нечто целое», «образ». Именно это определяет главный принцип вышеупомянутого направления: целое не может восприниматься суммой его частей. Проще говоря: восприятие лица человека не сводится к суммарному восприятию отдельно его глаз, носа, рта и т.д.
«Дух Гештальта» не приемлет норму, ведь каждый человек особый, он имеет право быть непохожим на других и совершенно уникальным.
Гештальт, не вдаваясь в профессиональную специфику психологической науки, это образ ситуации в целом. Если же быть ближе к академическому определению, это — целостная структура взаимодействия человека с окружающей средой, включающая дистанцию между возникновением и удовлетворением потребности.
Гештальт терапия простыми словами
Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь.
Большое значение в гештальт терапии уделяется осознанию собственных потребностей (чего я хочу?) и механизмам срыва контакта (то, что блокирует удовлетворению данной потребности).
Причиной срыва контакта могут быть незавершённые ситуации из прошлого, которые и сейчас влияют на жизнь человека.
Как это происходит? Все непрожитые обиды, подавленная радость, невозможность выразить злость оседают внутри человека и не найдя пути выхода, остаются заложниками внутри человека.
Непрожитые чувства и состояния остаются актуальными для человека. Хотя это могут быть очень давно забытые истории. К чему это может привести:
- Человек может вести себя неадекватно ситуации.
- Не может получить того, чего хочет.
- Может выбирать себя в партнёры, друзья «не тех людей».
И совершать подобные действия человек может раз за разом, не понимая откуда растут корни его проблем.
Гештальт терапия помогает найти такое событие, осознать свои потребности, прожить старые чувства и закрыть гештальт.
Что это такое
Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии. Основана на экспериментальной феноменологии и экзистенционализме. Ключевое понятие — восприятие человека как целостной личности со всеми её потребностями, мыслями, переживаниями, опытом, внешними данными. Цель — развитие самоосознавания, а не работа с подсознанием.
Если объяснять простыми словами, гештальт-терапия убеждает человека в двух вещах:
- Он сам ответственен за каждое своё действие, а не какое-то непонятное и неизвестное подсознание.
- Он не похож на остальных, он уникален, самобытен, а значит, не должен равняться на остальных, мнение общества и поступать лишь так, как считает нужным сам.
Соответственно, гештальт-терапевт не копается в детских психотравмах и не выискивает там, почему сейчас его клиент несчастлив в любви. Он выяснит, какие чаяния и надежды не оправдались, на каком этапе произошло прерывание контакта (основное понятие гештальт-терапии, объяснение дано ниже), и будет постепенно восстанавливать его.
Данное направление сильно отличается от всех остальных, существующих на сегодняшний день в психологии. Если на приёме у обычного специалиста клиенты лишь отвечают на правильно поставленные вопросы или просто изливают душу в виде монолога, то в гештальт-терапии такого нет. Здесь обе стороны выступают как полноправные участники процесса, как партнёры. Придётся вовлекать совершенно чужого человека (психолога) в свой внутренний мир.
Это один из тех камней преткновения, за который многие, побывавшие на приёме у гештальт-терапевтов, критикуют данное направление. На самом деле их недовольство вполне понятно. Во время сеанса с обычным психологом мы даже рады, что все наши неудачи можно списать на психотравму детства. Это не мы виноваты, а родители, которые недолюбили; одноклассники, которые не приняли; учительница, которая незаслуженно ставила «двойки». Гештальт-терапевт вместе с пациентом будет выяснять, в какой момент именно ОН сам сделал что-то не так. А потом будет помогать ему исправлять собственные ошибки.
Одним словом, решаясь воспользоваться помощью гештальт-терапии, будьте готовы к осознанной и кропотливой работе над собой без всяких поблажек и сваливания вины на какого-то другого. На это способны не все.
Где применяется гештальт-терапия
Такая терапия широко применяется для работы как в групповом формате, так и в индивидуальном.
Наиболее эффективными являются следующие направления гештальта:
- в работе с детьми;
- для консультирования организаций;
- при алекситимии (когда человек испытывает сложности в выражении своих чувств и эмоций);
- лечения психосоматических заболеваний (заболевания, которые связанные с психологическими причинами);
- выстраивание профессиональных и межличностных отношений;
- работа с самооценкой и неуверенностью в себе;
- проживание психологических травм и кризисов;
- работа с детско-родительскими отношениями;
- сепарации от родителей (этап взросления ребёнка, который выражается в эмоциональном, финансовом и физическом отделении от родителей);
- и другие.
В решении некоторых вопросов гештальт терапия используется только в дополнении с другими направлениями психотерапии. В таких, как:
- работа с зависимостями;
- работа с семейными парами;
- работа с семьёй.
Достоинства и недостатки гештальт-терапии
Несмотря на то, что гештальт терапия широко используется: она имеет ряд недостатков:
- самостоятельно не получится освоить гештальт;
- обучение гештальт терапии достаточно долгое и дорогое;
- для того, чтобы получить результат от терапии, понадобится время, за 1-2 встречи не удастся решить Ваши проблемы.
Достоинства гештальт терапии:
- возможность решить от простых бытовых психологических вопросов до осознания глубоких травм;
- не даются готовые решения и советы, терапия направлена на развитии психологических навыков, которые клиент со временем сможет использовать сам (осознанность, чувствительность);
- закрыть свои старые гештальты, которые будут неизбежно тащить человека в его прошлое и влиять на настоящее;
- можно регулировать степень погружения в процесс;
- ориентирована на самого клиента, его личностные особенности, а не на техники или методы;
- не обязательно исследовать каждый раз одно и тоже: клиент может выбирать разные запросы для работы на каждой встрече, которые являются наиболее актуальными для него.
По страницам истории
Важно понимать, что гештальт-терапия — далеко не одно и то же, что гештальтпсихология. Это даже не её ответвление. Она лишь базируется на каких-то отдельных идеях и теоретических выкладках последней. Поэтому Вертгеймер, Кёлер и Коффка к ней не имеют никакого отношения.
Основатель гештальт-терапии — немецкий врач-психиатр, психотерапевт Фредерик (Фриц) Перлз. Ярый приверженец Зигмунда Фрейда, на каком-то этапе своей жизни он начал переосмысливать свои взгляды и идеи. Дополнив психоанализ элементами гештальтпсихологии, психодрамы, экзистенциализма и других модных в середине XX века направлений, он создал нечто уникальное.
Работал не один. Ему помогали его жена Лаура Перлз, Пол Гудмен (американский писатель и психотерапевт) и американский профессор психологии Ральф Хефферлин. Совместно они выпустили в 1951 году монументальный труд, который стал настоящей библией нового течения в психологии, — «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».
После этого Перлз со своими сподвижниками переезжает в Америку и организует в Нью-Йорке Гештальт-институт. Идеи быстро приобрели популярность. Буквально за 10 лет подобные учреждения были созданы во всех крупных городах США, а в 60-е гг. — в Европе.
За 70 лет своего существования гештальт-терапия претерпела существенные изменения. Если Перлз настаивал на групповых занятиях и даже полностью предлагал отказаться от индивидуальных, то сейчас перевес на стороне последних.
Второй момент, который подвергся полному пересмотру, — конфликт терапевта и пациента, на котором настаивали основатели направления. По их мнению, только так можно войти в доверие и внутренний мир собеседника, вскрывая его самые неприглядные стороны, обвиняя, обличая. С течением времени подход стал более гуманным, специалисты отказались от натиска и грубости.
Неизменными остались основные принципы, сама идея воспринимать каждого человека как целостный образ, работа над его самоосознаванием, тесный контакт с терапевтом. И вот уже столько десятилетий неприкосновенна молитва, сочинённая самим Перлзом и применяемая на практике до сих пор. Специалисты советуют начинать день с этих строк, чтобы с самого утра настроить себя как личность, которая в этом мире единственная и неповторимая:
Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты — это ты, и я — это я, И, если нам случилось найти друг друга, — это прекрасно. А если нет — этому нельзя помочь.
В этих словах заключается самая суть гештальт-психологии. Каждый человек самобытен, уникален и не должен стремиться отвечать чьим-то ожиданиям. Несмотря на то, что за столь эгоистический подход данное направление и текст молитвы в частности постоянно подвергались нещадной критике, это маленькое стихотворение оказало огромное влияние на культуру 70-х гг. прошлого века.
Его цитировали, изменяли, включали в песни и фильмы. Возможно, оно так идеально легло на мировоззрение этой эпохи, так как именно в эти годы велась активная борьба за права, отвергались прописные истины, устанавливались новые форматы отношений.
Цели и задачи гештальт терапии
Основная цель гештальт терапии – это вернуть клиенту творческое приспособление к среде, спонтанность, целостность себя как личности, наладить контакт с собой и окружающим миром.
Задачи гештальт терапии:
- повысить уровень психологической грамотности;
- восстановить чувствительность клиента к собственному телу, чувствам, эмоциям, состояниям;
- развить уровень осознанности клиента с помощью самоанализа за своими чувствами и эмоциями, чтобы понимать корень проблемы;
- выявить незакрытые гештальты, прожить травмирующие ситуации и полученный опыт ассимилировать;
- поменять вместе с клиентом нездоровые паттерны поведения на здоровые;
- возвращать ответственность за собственную жизнь, результаты своего поведения, своего выбора на самого клиента.
Основные понятия гештальт-терапии
Контакт – в гештальт терапии — это процесс энергетического обмена между человеком и окружающей средой, в котором происходит получение необходимого, полезного от среды и отвержение излишнего.
Фигура и фон – соотношение наиболее актуальных доминирующей потребностей клиента и всего остального, что остаётся на заднем плане и является фоном. Нередко фигура и фон меняются местами, когда ключевая потребность человека меняется.
Граница контакта – место, где организм взаимодействует со средой. Граница контакта в гештальт терапии является необходимым условием для самого контакта. Например, такой границей может выступать кожа человека, которая отделяется организм от окружающей среды, и через которую происходит обмен и контактирование с окружающей средой.
Связь с реальностью – хорошая связь человека с реальностью помогает адекватно оценивать ситуацию и согласна этой ситуации выбирать подходящие решения. Очень часто это связь нарушена и приходится на терапии её восстанавливать. Данное нарушение происходит из-за непрожитых кризисов, травмирующих ситуаций, которые раз за разом повторяются в жизни человека.
Осознание – открытие, которое человек совершает по отношению к себе как личности, своих личностных особенностей, отношений с другими людьми или способе организации своей жизни. Осознания в гештальт терапии помогают клиенту больше понимать про себя и свою жизнь и таким образом есть возможность что-то менять, если это не удовлетворяет.
Сопротивление – процесс, который мешает человеку осознать свои потребности или их реализовать. Например, студент должен готовиться к важному экзамену, но вместо этого он смотрит телевизор, убирается в квартире, хотя осознаёт, что сдать на хорошую оценку этот экзамен для него важно.
Целостность личности – в гештальт терапии принято считать, что личность со всеми ей присущими качествами целостная структура и важной задачей гештальт терапевта является помочь присвоить клиенту отвергаемые качества.
Феномен – целостное индивидуальное переживание. Это своего рода явление, которое обнаруживает терапевт в психике клиента или обнаруживает сам клиент с помощью рефлексии.
С чем работает гештальт-терапевт: три типа гештальтов
Человек с его потребностями и теми способами взаимодействия, приёмами контакта со средой, которые он использует для удовлетворения потребностей, — это целостная система, поэтому её можно называть гештальтом (понимая гештальт как нечто целое, завершённое).
В этой целостной системе выделяем 3 компонента, они тоже в свою очередь являются гештальтами:
- Целостная структура личности: человек рассматривается в единстве тела, эмоций, интеллекта, ценностей, воли, поведения.
- Конкретная, выделенная из фона других, осознанная потребность (разного уровня — от базовых физиологических до духовных) плюс представления о здоровых способах её удовлетворения (здоровые — то есть служащие сохранению и развитию организма, личности).
- Ситуации и действия, понимаемые как завершённый процесс (цикл) удовлетворения потребности, как способ контакта организма со средой.
С этими гештальтами мы и работаем в терапии, если в них имеются нарушения целостности. Рассмотрим их подробнее.
I. Личность как гештальт (назовём это гештальт 1)
Одно из значений слова «Gestalt» в немецком языке — именно «личность». Из ряда других значений («структура», «образ», «форма», «фигура» и др.) для описания личности с точки зрения гештальт-терапии более всего подходят, наверное, «структура» и «образ».
В гештальт-подходе человек рассматривается как организм в среде. Среда — это мир вокруг нас во всем его разнообразии (и природа, и социум). Организм отделён от среды границами. Физические границы человека — кожа; психологические же границы формируются из наших осознанных ощущений, чувств, мыслей, ценностей, желаний, потребностей, поведения, опыта.
Несмотря на свою отграниченность, целостность, отдельность, организм тесно связан со средой, не может существовать вне среды: границы организма проницаемы, организм живёт тем, что исходя из своих потребностей постоянно что-то берёт из среды и отдаёт в среду — это касается и физиологической, и социальной, и психологической сторон жизни.
В гештальт-подходе концепция личности (Self) считается динамической, её части понимаются не столько как структуры, сколько как функции. (Мне такой подход напоминает корпускулярно-волновую теорию в физике, где объект в микромире — это одновременно и частица, и волна.)
Составных частей/функций Self выделяют три: Id (телесные, эмоциональные процессы, чувства), Personality (мышление, интеллект, ценности), Ego (выборы, решения, воля).
Мне нравится, как о теории Self ёмко написала гештальт-терапевт Нина Рубштейн (см. её блог в ЖЖ, юзер rubstein, запись от 12.03.12).
Важно, чтобы все три функции осознавались, были развиты, согласованы и интегрированы, взаимодействовали между собой, — чтобы человек хорошо представлял структуру своей личности, имел чёткий образ себя.
Терапия помогает восстановить или построить здоровые психологические границы (между Self и средой), то есть лучше познать себя. Человек с хорошо сформированными и одновременно гибкими, в меру проницаемыми границами хорошо тестирует среду (видит её более полно, с не очень большими искажениями) и хорошо осознаёт свою внутреннюю реальность (понимает, где Я и где не Я: какие чувства, ценности, потребности — мои, а какие — не мои, а навязаны мне авторитетами или являются общественными стереотипами, и т.д.). Это и позволяет ему осознавать свои потребности и находить в среде разные способы их удовлетворения.
II. Потребность как гештальт (гештальт 2)
Если соотнести понятие потребности со значениями немецкого «Gestalt», то ближе всего, как мне кажется, суть понятия описывает значение «форма».
Многие, наверное, замечали: когда мы узнаём новое слово, оно в первое время везде «попадается» нам — мы начинаем его часто слышать, видеть, различать, узнавать в речевом потоке (оно словно воплотилось, обрело форму, — ведь звуковая, буквенная форма связалась со смыслом, содержанием, стала целостной структурой), а раньше не слышали, не различали, — его как будто не существовало для нас. Конечно, оно было в речи (в среде), но в нашем сознании не было «формы» под него (как в детской развивающей игрушке сортере есть отверстия разной формы под разные фигурки: звёздочки, ромбы, квадраты, кружки), нам словно нечем было его распознать, и потому оно сливалось с фоном, потоком других слов. Подобный же механизм работает, когда дети начинают различать образ на картинках: например, ребёнок узнаёт тигра только после того, как тигра ему покажут, поименуют, — тогда у ребёнка в сознании появится образ тигра, «форма под тигра», или, иными словами, «гештальт» тигра. До тех пор, пока образ не вычленен, не осмыслен (гештальт не сформирован), — ребёнок тигра узнавать не будет, а видя, будет соотносить с известными ему гештальтами: например, говорить про тигра, что это кошка. Ещё пример: когда мы увлечены чем-то, то мы словно настроены на волну своего увлечения, своей «идеи фикс» — и, как чуткий прибор, улавливаем в среде всё, связанное с этой идеей, на что другой, равнодушный к ней человек не обратил бы внимания. Возникает впечатление, что мир словно подкидывает нам подарки, связанные с нашим увлечением; об этом говорит поговорка: «На ловца и зверь бежит».
Примерно то же самое происходит с осознанием потребностей. Важно иметь «форму под потребность» — чтобы находить в среде то, чем её заполнять.
Человек, у которого есть трудности с ощущением своих границ, имеет проблемы с распознаванием потребностей: не знает, чего хочет, или чужие установки принимает за свои желания и цели (живёт не свою жизнь), или считает, что ничего не хочет. А потребности у живого существа есть всегда, независимо от того, осознаны они или нет, при этом у нераспознанных потребностей взрослого человека мало шансов на здоровое удовлетворение.
Нередко бывает и так, что «форма под потребность» в сознании человека искажена. Искажения происходят обычно в детстве, когда жизненно важные для ребёнка потребности не удовлетворяются или удовлетворяются травмирующим способом.
Например, оставаться рядом с человеком, который сильнее физически и при этом тебя бьёт, — небезопасно. Ребёнок не может уйти от бьющего родителя, потому что без взрослого он не выживет, — это ещё более опасно. Так потребность в безопасности принимает «кривую» форму, возникает неосознанное убеждение: «Быть битым (эмоционально или физически) безопаснее, чем одиноким»; «Постоянно раниться в отношениях безопаснее, чем их прекратить».
В детстве любить тех, кто о тебе заботится и в то же время плохо к тебе относится, причиняет боль, — было единственно возможным выходом. Принимать насилие за любовь — там и тогда это был правда эффективный способ: он позволял сохранить жизнь. Повзрослев, человек получает доступ к другим ресурсам, но продолжает пользоваться старыми паттернами поведения, кривыми формами, потому что не может увидеть, распознать в среде других возможностей — у него нет под них другой формы в восприятии.
Очень образно и ярко об этом механизме говорит ЖЖ-юзер transurfer: «У человека, выкормленного отравленным молоком, это не пищевое предпочтение. Это то, на чем он вырос и под что вся его система заточена, потому что она на этой основе формировалась. У него нет ферментов для «нормального молока! Если его таким насильно напоить, он отравится и умрёт».
То есть потребность в любви у травмированного человека остаётся, но способы, какими он пытается её удовлетворить (строить отношения с неподходящими людьми, влюбляться в тех, кто не в состоянии давать любовь и заботу), мешают удовлетворению.
Например, в каждом из нескольких союзов человек всё время выбирает неподходящего партнёра — зависимого, агрессора и т.д.: так воспроизводятся обычно детские паттерны — представления о том, как выглядит любовь и как устроена семья. Если в родительской семье ребёнок сталкивался с насилием по отношению к себе, с ненадлежащим обращением, когда его использовали (в любых формах — эмоционально, физически, экономически, сексуально), — во взрослой жизни он находит спутника, чем-то напоминающего родителя, и это «что-то» обычно лежит в сфере отношения к нему, способов обращения с ним.
Травмированный в детстве человек ненадлежащее обращение принимает за любовь, потому что не знает другого к себе отношения. Ребёнок обычно до последнего верит, что родители любят его, даже если они плохо с ним обращались (и склонен считать себя виноватым в этом плохом обращении), поэтому любовь в его сознании смешивается с насилием и приравнивается к нему. Такой человек просто не может вычленить вокруг себя (из фона своей жизни) нормального партнёра, потому что не знает, как этот партнёр и отношения с ним должны выглядеть, — не имеет образа для распознавания.
Терапия позволяет осознать старые паттерны и получить новый опыт, создать новую форму потребности (или произвести «переформатирование») и научиться находить в среде действительно нужное и безопасное.
III. Контакт со средой как гештальт (гештальт 3)
В идеале контакт организма со средой на предмет удовлетворения потребности выглядит как полный цикл (описан Ф. Перлзом, П. Гудманом, С. Гингером и многими другими гештальтистами):
0. Состояние приятного покоя, удовлетворённости, когда всё хорошо и ничего не хочется.
- Появляется напряжение, возбуждение, неясные ощущения: чего-то хочется, но непонятно чего (этот этап называется преконтакт).
- Ощущения становятся более ясными, оформляются в определённое чувство, желание: становится понятно, чего хочется (например: хочу есть) и организм начинает тестировать, сканировать среду в поисках того, что может удовлетворить потребность (этап носит название контактирование).
- Способ и/или предмет удовлетворения потребности найден, и организм контактирует с предметом, удовлетворяя потребность (этап полного, или финального контакта).
- Происходит насыщение, организм отдаляется от предмета потребности и начинает усваивать, переваривать (в прямом или переносном смысле) то, что получено в результате контакта (этап постконтакта, или ассимиляции).
0. Достигается состояние приятного покоя, удовлетворённости, когда всё хорошо и ничего не хочется.
Это можно изобразить в виде круговой схемы, и тогда наглядно видно, почему цикл контакта можно назвать гештальтом — он представляет собой целостную, замкнутую, завершённую фигуру: см. в фотоальбоме Рис. 1 (Цикл контакта).
На любом из этапов цикла могут происходить сбои, срывы, остановки, прерывания. И тогда гештальт становится незавершённым. Как правило, это происходит из-за того, что границы организма нарушены или изначально не выстроены, не осознаны. И тогда потребность остаётся неудовлетворённой, образуется незавершённый, незакрытый гештальт, который в дальнейшем будет стремиться к завершению путём повторения и воспроизводства незавершённой ситуации.
Повторение, воспроизведение паттернов на месте обрыва цикла контакта хорошо описывает пословица: «Обжёгшись на молоке, на воду будешь дуть». (Гештальт-терапевт Ирина Лабзина рассказала о цикле контакта и его прерываниях на разных этапах весело и доступно, в картинках: посмотрите её замечательный комикс про зайца и морковку (см. её блог в ЖЖ: юзер ezeo, верхний прикепленный пост от 16 апреля 2013 г. «Почему некоторые желания не хотят исполняться?»). У Ирины цикл контакта изображён не в виде круга, а в виде кривой, и назван «график желания».)
В терапии клиент исследует свой способ контакта, находит обрывы в нем и завершает цикл, удовлетворяя потребность.
Итак, мы рассмотрели три типа гештальтов.
Если терапия проходит успешно, то как результат мы имеем следующее: личность со здоровыми границами (гештальт 1) хорошо осознаёт свои потребности (гештальт 2) и строит со средой здоровую связь — воспроизводит полный, целостный цикл контакта, ведущий к удовлетворению потребностей (гештальт 3).
Основные техники и приёмы в гештальт терапии
Гештальт терапия является диалоговой моделью или ещё её называют терапия вопросов. Сами техники и методы, конечно, важны, но в процессе самой терапии более важна личность самого терапевта.
Отзеркаливание – терапевт должен возвращать клиенту слова, действия, мимику, позу, повторяющиеся действия, чувства, эмоции, которые он заметил. Т.е. терапевт служит своеобразным зеркалом, которое отражает действия и слова клиента. Это способствует лучшему опознаванию себя и новым открытиям. То, что клиент слышит со стороны, звучит совсем по-другому и даёт возможность ещё раз заострить сознание: для чего я так делаю? Что я сейчас чувствую? Хорошо ли мне сейчас?
Эмпатия – способность осознавать эмоциональное состояние другого человека, от позитивных до негативных. Эмпатия – это наше понимание другого человека через сопереживание, со чувствование. Гештальт терапия – это направление, которое часто взывает к чувствам и эмоциям. Эмпатия – это инструмент, который помогает терапевту научить клиента хорошо распознавать, осознавать свои собственные чувства и эмоции. Работа с фигурой и фоном. Фигурой в гештальт терапии принято называть главную актуальную потребность клиента. Таких фигур может быть несколько. Фоном называют всё то, что остаётся на заднем плане. Это могут быть другие, менее важные потребности, чувства, состояния, кризисы, травмы и т.д. Гештальт терапевту важно уметь выделить фигуру и изучать фон. От фона во многом зависит, какую стратеги выберет терапевт для работы.
«Челноки» — возвратные движения, которые позволяют устанавливать связи между различными фигурами (фантазиями и реальностью, прошлым и настоящим, сном и бодрствованием). «Челноки» помогают восстановить прерывания контакта, прожить телесные и эмоциональные переживания.
Поддержка и фрустрация — фрустрация означает от латинского «разрушение планов», «переживание неудачи». Другими словами, это преодоление барьеров на пути достижения цели. Именно фрустрация помогает клиенту расти. А психолог в этом процессе является ресурсом, который поддерживает клиента. Задача в гештальт терапии соблюдать баланс между поддержкой и фрустрацией.
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Аннотация
Статья посвящена характеристикам работы гештальт-терапевтов в формате «Работа с внутренней феноменологией» и «Работа на границе контакта». Приведена структура гештальт-сессии. Проанализированы понятия «стратегия», «тактика» и «фокусировка» в применении к терапевтическому процессу.
Ключевые слова: гештальт-терапия, стратегия работы гештальт-терапевта, работа с внутренней феноменологией, работа на границе контакта, фокусировка
В последнее время наблюдается определенная редукция многогранной и разнонаправленной работы гештальт-терапевта к нескольким узнаваемым штампам-стереотипам, что ведет к обеднению поля гештальта и снижению качества работы специалистов. Одним из ярких феноменов такой стереотипизации является достаточно быстрый, преждевременный «выход» гештальт-терапевта на «границу контакта»[1] без учета ряда феноменов, проявляющихся в этом контакте. Поэтому в данной статье я попытаюсь проанализировать понятие «стратегия работы гештальт-терапевта» и обсудить различные его практические приложения с учетом как собственной «заряженности» данной темой, так и пониманием сложности затрагиваемой проблемы.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Известно, что Зигмунд Фрейд любил военные метафоры. Именно с его легкой руки мы используем такие понятия, как «интервенция», «защитные механизмы», «сопротивление» и др. Если попробовать выстроить ассоциативные ряды, то очевидным становится не только поддерживающая и заботливая часть любой терапии, но и достаточно агрессивная, связанная с интенсивным внедрением терапевта во внутренний мир клиента.
Что же такое «стратегия»? Приведем цитату из Википедии:«Стратегия– наука о войне, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее – вообще какой-либо деятельности человека.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели» [3].
Итак, термин «стратегия» тоже имеет военные корни. Ранее мы уже неоднократно писали, как используемый язык определяет сознание, и как использование военных метафор наводит на мысли о психотерапии как борьбе, схватке, войне. Случайность? Вряд ли… На интенсиве «Искусство быть с Другим» 2013 года мы долго обсуждали использование участниками такого рода метафор, например: «клиент меня мочит»; «я на него наехала»; «я ее построил»; «она мне вынесла мозг» и т.п. Мы говорили о том, как язык создает субъективную реальность, в которой создателю потом предстоит жить. Крылатая латинская фраза «Nomen est omen» (имя есть знак) – вообще про то, что и как мы называем. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» — как пели герои известного мультфильма. Именно поэтому так важно помнить о жанрово-стилевой неспецифичности речи хорошего гештальт-терапевта.
Однако вернемся к гештальт-терапии. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология практики» включает тему «Работа на границе контакта» [2]. В то же время стандарт 2008 года выглядел немного по-иному: раздел 5 начинался так: «Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта».
Интересно, что последняя программа отражает существующую реальность. В чем же она проявляется? В том, что работа с внутренней феноменологией зачастую относится к разделу «творческих методов», а работа на границе контакта – к методологии практики.
Попробую описать то, что, как я думаю, стало модой, поветрием и выхолащивает суть гештальт-терапии. Это – несвоевременное использование «выхода на границу-контакт».
Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец. У терапевтической сессии – тоже. Первый этап гештальт-сессии – ориентировка. Задачи гештальт-терапевта:
- установить контакт с клиентом;
- выявить, что произошло: какая проблема /сложность привела его к гештальт-терапевту, как давно она существует, кто еще в нее вовлечен, пытался ли клиент решить ее раньше и каким образом;
- прояснить запрос клиента и др.
По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента – с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает. Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда – буквально минуты. Но она – начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними.
Второй этап гештальт-сессии – гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое – забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее.
И последний, третий этап – ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни.
Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа:
- я чувствую к тебе…
- замечаешь ли ты, что я…
- кому ты все это рассказываешь…
- ты мне кажешься… и т.п.
могут быть просто разрушительными для контакта.
В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом – его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена – именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта – попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю.
Приведем пример супервизируемой работы.
К. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности…
Т. (перебивая). Со мной?
К. (обескуражено). Ну да…
Т. И что ты хочешь сказать мне о себе?
К. (после паузы). Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я – некрасивая…
Т. (перебивая). А ты замечаешь, что я – мужчина?
К (испуганно). Да…
Т. Попробуй адресовать свой текст лично мне. У меня создается впечатление, что ты меня не замечаешь…
Это – самое начало сессии. В ней гештальт-терапевт (слава Богу, начинающий): неуважителен, нечувствителен к неловкости клиентки и просто агрессивен. В течение 40 последующих минут клиентка пыталась донести до него простую историю: она понравилась парню, он за ней ухаживает, но она не уверена в себе, в своей внешности и очень тревожится… Терапевт постоянно перебивал ее и, простите, грубо нарушал границы – не только этические, но и человеческие. Хотя терапевту с его переживаниями и идеями там пока не было места – там было много феноменов самой клиентки, которые, к сожалению, ей так и не удалось выразить, разместить и обсудить с терапевтом.
Именно из-за таких горе-работ я задумалась – может, слово «стратегия» — не самое удачное в этом контексте? Стратегию выстраивают, когда:
- терапевту более-менее ясно, с чем пришел клиент;
- обсуждена цель (динамичная, изменяющаяся, но «здесь-и-теперь» важная для клиента);
- установлен достаточно хороший контакт.
Но сама стратегия «работы с внутренней феноменологией» или «работы на границе-контакт» — лишь разные способы достижения разных целей. Интересно, что в гештальт-терапии используется термин стратегия, но позабыт термин «тактика». Снова обратимся к Википедии: «Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач…» [3]. Гештальт-терапевт (как и специалист любой помогающей профессии) учится много лет в программах, а потом – всю оставшуюся жизнь тому, как именно решать практические задачи месте с клиентом. Это техники и микротехники, это оттачивание своего self как главного инструмента терапии, это чтение профессиональной и художественной литературы, это дружба и любовь… Мы учимся этому ежесекундно, и было бы очень высокомерным утверждать, что я, как специалист, могу разработать стратегию правильной терапии…
Лично мне ближе более нейтральное, но очень емкое понятие «фокусировки».
Гештальт-терапевт в своей работе может фокусироваться на разных аспектах терапевтической сессии:
- на феноменах клиента;
- на собственных феноменах;
- на феноменах контакта, возникающих в результате взаимодействия «здесь-и-сейчас».
Если использовать идеи системно-аналитического гештальта, то очевидно, что любой возникающий феномен является системным явлением и появился в результате контакта именно этого терапевта с именно этим клиентом. Это – очевидный, не требующий доказательств факт для любого человека, использующего в работе принцип системности. Однако, помимо методологической, существует еще и методическая часть в подготовке гештальт-терапевта. А там нужно «дробить» реальность на взаимосвязанные элементы для удобства их анализа, при этом удерживая идеи холизма и взаимосвязанности.
Трудно? Возможно, но мы так устроены. Чтобы интроецировать (усвоить) идею, мы должны ее разжевать, привести к удобоваримой форме. И тогда стратегия работы с внутренней феноменологией клиента может быть описана как помещение в фокус внимания гештальт-терапевта:
- чувств клиента;
- мыслей клиента;
- опыта клиента;
- представлений клиента о Других и отношений с ними и т.д.
Работа на границе контакта также может быть описана как фокус:
- на гештальт-терапевте – его чувствах, мыслях, реакциях, прошлом опыте, используемых технических приемах и др.;
- на контакте «здесь-и-сейчас», то есть рефлексии происходящего между гештальт-терапевтом и клиентом;
- на ответных реакциях клиента и др.
Более подробно фокус на терапевте описан ранее как «техника самораскрытия» [1].
Нарциссические попытки терапевта быть больше, чем весь мир и опыт клиента, игнорирование его актуальных потребностей под детским лозунгом «Я позаботился о себе» зачастую приводят к разочарованию в гештальт-терапии в целом.
Гештальт-терапия – динамичное и интенсивно развивающееся направление. «Перегибы», происходящие вследствие фокусировки гештальт-терапевтов лишь на отдельных аспектах терапевтического процесса, являются скорее болезнью роста, как «бум-бум терапия», от которой пришлось избавляться несколько лет. В гештальт-терапии много ресурсов, и лишь опора на целостность – терапевта, клиента, контакта – позволяет нам свободно двигаться в терапевтическом поле, опираясь равно на знания, чувства, интуицию, и помогать этому Миру в целом стать немного лучше.
Annotation
Article is dedicated to characteristics of work of gestalt-therapists as «Work with Internal Phenomenology» and «Work on Contact Border». The gestalt session structure is given. The concepts «strategy», «tactics» and «focusing» of application to therapeutic process are analysed.
Keywords: gestalt therapy, strategy of work of the gestalt therapist, work with internal phenomenology, work on contact border, focusing
[1] «Работа с внутренней феноменологией» и «Работа на границе контакта» — два основных способа работы гештальт-терапевта. «Работа на границе контакта» предполагает, что терапевт делится с клиентом актуальными чувствами, идеями, переживаниями, впечатлениями относительно их взаимодействия «здесь-и-сейчас» или в прошлом. В качестве технического приема используются «Я-высказывания» терапевта.
Механизмы срыва контакта в гештальт терапии
Для того, чтобы найти сбой в нарушение удовлетворении потребности исследуют механизмы прерывания контакта в гештальт терапии. Главная задача терапевта является обнаружить эти механизмы срыва контакта и вместе с клиентом работать на замену на здоровые способы реагирования и удовлетворения своих потребностей.
- Конфлюэнция – слияния человека с собственными чувствами, мыслями, желаниями или с другим человеком. При конфлюэнции клиент часто использует местоимение «мы» вместо «я». Частое упоминание о группе, семье. Могут быть сложности в распознавании своих собственных чувств и желаний.
- Интроекция – чужой опыт, который человек принимает на веру, без осмысления, критики. При интроекции клиент часто использует «долженствования»: должен, обязан, следует, я не вправе. Или может использование такие слова: всегда, никогда.
- Проекция – приписывания собственных чувств, мыслей другому человеку или объекту. В речи у клиента очень мало я-высказываний. Клиент может объяснять поведение других людей, а также чувства, мысли по отношению к себе других людей.
- Ретрофлексия – действия, слова, которые адресованы другому, человек направляет на самого себя. Очень часто это психосоматические заболевания. Повторяющиеся или незаконченные действия клиента (поглаживания, кручение волос, вращение кольца).
- Дефлексия – способ избегания контакта с помощью ухода из ситуации «здесь и сейчас». Это могут быть шутки, разговоры о погоде, политике.
- Профлексия – когда я делаю человеку то, что хотел бы от него получить для себя. Например, жена хотела бы получить заботу и внимание от мужа в виде чашечки кофе по утрам, но вместо того, чтобы попросить об этом она каждое утро приносит мужу чашку кофе в постель.
- Эготизм – контроль над последней стадией цикла контакта, что не позволяет в полной степени признать свои достижения, результаты. Эготизм чаще всего характерен для нарциссических личностей. Это страх утраты контроля, а также страх близости, чего-то нового, необычного.
Важно отметить, что механизмы срыва контакта в гештальт терапии носят неосознаваемый характер и когда-то для человека они были творческим приспособлением. Механизмы прерывания контакта защищают человека от неприятных и болезненных осознаваний и переживаний.
Виды
Детская
Многие считают, что детской гештальт-терапии не существует. Даже сами сторонники этого направления относятся к детству как к периоду жизни человека, который символизирует собой преконтакт, то есть самое начало цикла.
С чем тут работать, если перехода к остальным фазам ещё не осуществляется в силу возраста? Ребёнок только учится устанавливать границы между собственными потребностями и внешней средой. Вот когда он осознанно научится решать задачи посредством различных инструментов извне, тогда он и становится объектом гештальт-терапии. Однако это лишь одна точка зрения.
На самом деле детская гештальт-терапия сейчас активно развивается и внедряется на практике даже в детские сады и школы. Её основная идея — помочь ребёнку полноценно завершить стадию преконтакта и научить его безбоязненно и без потерь для психики переходить на следующие фазы.
Какие установки терапевты дают детям, начиная с самого раннего возраста:
- не зацикливаться на прошлом, жить настоящим;
- работать только с тем, что есть в реальности, а не в мечтах;
- меньше фантазировать;
- меньше предаваться ненужным анализам и размышлениям — больше наблюдать;
- открыто выражать свои чувства;
- принимать боль и разочарования наравне со счастьем и удовлетворением;
- не ориентироваться на других.
Далеко не все взрослые могут усвоить подобные постулаты и жить в соответствии с ними. Однако детская психика — чистый лист бумаги, на который все эти заповеди отлично укладываются в единый рисунок.
Здесь есть подводный камень — не вырастить из ребёнка эгоиста, который говорит что хочет и поступает только с оглядкой на себя. Если сеансы проводил профессионал, это исключено, так как попутно маленькому пациенту объясняются моральные и этические нормы общества, которые необходимо соблюдать.
Приёмы работы с детьми в гештальт-терапии мало отличаются от тех, что применяются в других направлениях. Это игры, сказки, рисунки, скульптурные методы, развитие сенсорного опыта и др.
Семейная
В принципе, детская терапия уже в какой-то мере является семейной, так как сеансы с ребёнком проводятся в присутствии родителя. Это называется «работа в тройках». Такой же тип занятий практикуется, когда на приём приходят муж и жена.
При работе с супругами используются 4 линзы, позволяющие всем троим (мужу, жене и психологу) увидеть проблемы пары. Как только они предстанут под увеличением, их будет проще разрешить.
Линза первая
Позволяет увидеть сильные и слабые стороны брака (отношений в паре). Причём об этом рассказывают оба участника сеанса — учитываются мнения обоих.
Линза вторая
Позволяет увидеть, как общаются между собой супруги. Задаётся вопрос, не почему вы ненавидите или раздражаете друг друга, а каким тоном вы разговариваете между собой, обнимаетесь ли, прикасаетесь ли друг к другу, есть ли визуальный контакт.
Линза третья
Позволяет увидеть полярные искривления в паре на фоне первых двух линз. Муж видит в жене больше положительных сторон, смотрит ей в глаза, пытается приобнять. Жена называет только отрицательные момента брака, отстраняется от супруга, избегает любого контакта с ним.
Линза четвёртая
Позволяет увидеть отсутствие или наличие слияния двух людей в одно целое. Даже если все остальные линзы показали, что дисбаланс в отношения вносит жена, но при этом она видит в будущем семью только со своим нынешним мужем и даже не думает о разводе, работа по восстановлению счастливого брака продолжается.
Семейная гештальт-терапия эффективна, но у неё есть один существенный минус. Она предполагает слишком медленный прогресс. Сеансы могут затянуться на несколько месяцев, и не все пары выдерживают такой срок, чтобы работать над отношениями.
Работа с сопротивлением в гештальт терапии
Процесс терапии очень сложный и трудоёмкий. Он вбирает в себя много знаний гештальт терапевта, а также возможность делиться этими знаниями в подходящий момент и грамотно организовывать сам процесс терапии.
Важное место в этой работе занимает работа с сопротивлением. Убрать полностью сопротивление невозможно, но важно его осознавать.
С чем связано сопротивление? Сопротивление чаще всего связано со страхом изменений. Любые изменения, даже положительные могут вызывать страх.
На сопротивление влияют внешние факторы:
- Нехватка свободного времени;
- Напряжённая, сложная и ответственная работа.
- Сложные запутанные личные отношения, на которые тратится много сил, энергии, времени;
- Саботаж со стороны близких (Зачем тебе это надо? Я как-то справилась, и сама?)
Сопротивлению могут способствовать внутренние факторы:
- Низкая самооценка;
- Неуверенность в своих силах;
- Сложное внутреннее психологическое состояние.
В чём заключается роль гештальт-терапевта?
- Отвечает за конфиденциальность той информации, которую ему предоставляет клиент.
- Выстраивает доверительные безопасные отношения, чтобы можно было открываться и погружаться в работу.
- Отвечает за организацию процесса терапии и за сам процесс. Если клиент не захочет использовать полученные знания и навыки в своей жизни, то за это терапевт не несёт ответственности.
- Наблюдает за телом, позой, жестами, мимикой, чувствами, эмоциями, словами клиента и за своими собственными, анализирует это и планирует дальнейшую работу.
- Поддержка и сопровождение клиента на пути исследования себя.
- Выявление феноменов и возвращение их клиенту
Проведение гештальт-терапии
Гештальт терапия хорошо зарекомендовала себя как в личной терапии, таки в групповой работе.
Группа имеет свои преимущества и ограничения. Групповая работа очень отличается от индивидуальной. Стоит внимательно прислушаться к себе, чтобы понять какой формат Вам ближе?
Чаще всего наиболее эффективной является работа и в личной терапии, и в группе. Но не всегда и не всем стоит совмещать такую работу. Иногда наиболее продуктивно будет проходить только индивидуальную работу.
Преимущества индивидуальной работы:
- работая один на один с гештальт терапевтом, намного проще открываться и разбирать глубокие травмы без страха осуждения или отвержения. Особенно, если в личной истории человека есть уже травма отвержения или нарушено доверие;
- работать будут только с Вашей историей, с Вашими запросами и только в том темпе, который удобен для Вас;
- работа ориентирована исключительно на Вас. И если какие-то техники или приёмы не подошли в ходе работы, то терапевт их легко может поменять и не будет использовать в дальнейшем. В групповом формате нет возможности так быстро перестроиться под каждого участника.
Упражнение гештальт терапии
Гештальт терапия славится своими экспериментами, которые зачастую рождаются в ходе самой работы. Их может быть большое количество.
«Пустой стул»
Это упражнение используется в гештальт терапии для работы над отношениями с родными, друзьями, коллегами, а также разными частями самого человека (плохой-хороший, добрый-злой, красивый-некрасивый).
Терапевт предлагает клиенту представить на пустом стуле человека или своё качество и выразить свои чувства и мысли к этой части или воображаемому человеку. Далее происходит диалог клиента с воображаемым человеком или не принимаемой частью.
«Работа со сновидениями»
Сновидения несут в себе неиссякаемый источник информации о человеке, его опыте, состоянии.
Гештальт терапевт предлагает рассказать клиенту свой сон. Потом озвучить диалог между разными элементами сна в настоящем времени от первого лица.
«Горячий стул»
Это упражнение подходит для работы в группе и особенно хорошо используется для знакомства всех членов группы. Один из участников садится на стул в центре, а другие набрасывают ассоциации насчёт человека, который сидит в центре. Это могут быть качества, чувства, персонажи мультиков или фильмов. Потом на этот стул садится другой участник и так по кругу.
«Работа с телом»
Большое внимание в гештальт терапии отводится телу. Если у клиента наблюдаются какое-то непроизвольные, повторяющиеся дейтвия (постукивание по столу, полу сжатые кулаки, поглаживание себя по голове), то терапевт предлагает ему сосредоточиться и проанализировать это движение. Ответить на вопрос как это действие связанно с его жизнью сейчас?
«Здесь и сейчас»
Терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на чувствах, ощущениях в теле прямо «здесь и сейчас» и поисследовать как клиент ощущает себя, находясь в данном помещении, на консультации в целом.
«Работа на границе контакта»
Гештальт терапия помогает исследовать отношения не только за пределами кабинета и где-то там, но и отношения клиента и терапевта. Как помогает? Этот метод позволяет обнаружить те самые незакрытые гештальты, ошибки, «провалы» в построении отношений с другими людьми.
Что такое гештальт-подход в психологии?
Гештальт — что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удаётся найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».
В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии. Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов работы с клиентом или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.
Основное достоинство
Главное и самое большое преимущество — это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует, и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за всё происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений. Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершённой ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершённых гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное. Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершённые формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».
Важнейший принцип
Человек — это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приёмы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира. Целостный гештальт состоит из личности и окружающего её пространства, при этом взаимно влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она даёт возможность чётко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими. К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует — с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями. Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.
Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур
С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей. Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребёнка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.
Понятие о незавершённом гештальте
Однако достигает своего завершения (а далее — разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми, и почему они постоянно формируют однотипные незавершённые ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершённого гештальта. Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершёнными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца. То есть личность, имеющая незавершённую «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершённой ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создаёт для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из неё выход.
Осознавание
Ещё одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своём внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живёт механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному. Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире. Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.
Ответственность
Из осознанности человека рождается ещё одно полезное для него качество — ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удаётся принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития. Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приёме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути её устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких видов психотерапии, как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.
Принцип «здесь и сейчас»
Согласно ему, всё действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не даёт возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.
Виды гештальт-техник и заключение контракта
Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр. Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и чёткое их разграничение возможно лишь в теории. Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приёма, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент — равноправные партнёры, и последний несёт не меньшую ответственность за результаты проведённой работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.
«Горячий стул» и «пустой стул»
Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали. К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причём не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Ещё одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие внутриличностный конфликт.
Концентрация и экспериментальное усиление
Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания — внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своём осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Моё сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним. Ещё одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознаёт своё соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.
Работа с полярностями
Это ещё один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями. Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает представить себя уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью. Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника даёт возможность расширить зону осознавания индивида за счёт включения в неё ранее недоступного личностного потенциала.
Работа со сновидениями
Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас». Так, клиент должен рассказывать терапевту о своём сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведённому в этом лесу, и т.д. «. Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например, «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д. «. Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от стереотипов мышления и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими.
Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретённый в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за всё то, что в ней происходит.
Обучение гештальт терапии
Чтобы стать специалистом, который может называть себя гештальт-терапевтом и освоить методы гештальт-терапии следует выполнить целый ряд условий.
Обучение гештальт терапии происходит в 3 этапа:
1-ая ступень, которая в среднем длится до 1 года. В обучении могут принимать участие люди не обязательно с психологическим образованием. На 1-ую ступень могут прийти все желающие после прохождения собеседования.
1-ая ступень носит терапевтический характер. Это означает, что с Вами будут работать как с клиентом, Вы можете прийти и рассказать о своих проблемах и поработать в групповом или индивидуальном формате над решением своих вопросов. В конце прохождения выдаётся сертификат.
2-ая ступень, которая в среднем занимает 4-5 лет. Обучение обычно проходит 1 раз в месяц по выходным дням.
Чтобы стать гештальт-терапевтом необходимо выполнить ряд условий:
- обязательное прохождение личной терапии. Т.е. посещение психолога, который уже имеет подтверждённое образование как гештальт-терапевт;
- участие в научно-практических конференциях. Проводятся каждый год. Длятся обычно 2-3 дня. Включают в себя мастер-классы, разборы случае, лекции.
- участие в интенсивах. Это мероприятие длится с перерывами 9 дней. Представляет собой интенсивную работу над собой, которая приравнивается к 2-6 месяцам индивидуальной работы.
- работа в «тройках». Отработка практических навыков. Каждая 5 встреча проходит под руководством более опытного гештальт-терапевта для того, чтобы скорректировать работу, указать на ошибки и недочёты.
- обязательно необходимо психологическое образование либо медицинское или педагогическое.
3-яя ступень длится 2 года. После прохождения данной ступени специалист может быть ведущим гештальт групп и консультировать практикующих психологов в рамках данного подхода.