С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
С детства
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
- позитивное мышление и восприятие;
- саморазвитие;
- терпимость;
- ответственность.
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Зрелая личность
- Условия формирования характера
- Как достичь эмоциональной зрелости
- Характер
- Влияние социальных ролей на развитие личности
- Социализация личности: коротко о главном
- Персональная идентичность
- Как создать свою диаграмму личности
- Сферы личности
- «Что в характере твоем?»
Ключевые слова:_D1002, _D1003, _D1027, 1Самопознание, 4Самопознание
Конфликт мотивов
О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Личностный рост
Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.
Это интересно
Достигайте большего вместе с BrainApps.ru
Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как развивается конкретный индивид, зависит не только его будущее, но и перспектива движения общества в целом.
Источники
- Burbach L., Halbach P., Ziefle M., Calero Valdez A. Opinion Formation on the Internet: The Influence of Personality, Network Structure, and Content on Sharing Messages Online. // Front Artif Intell — 2021 — Vol3 — NNULL — p.45; PMID:33733162
- Hepp J., Kieslich PJ., Wycoff AM., Bertsch K., Schmahl C., Niedtfeld I. Mouse-tracking reveals cognitive conflict during negative impression formation in women with Borderline Personality Disorder or Social Anxiety Disorder. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0247955; PMID:33662030
- Topolewska-Siedzik E., Cieciuch J. Trajectories of Identity Formation Modes and Their Personality Context in Adolescence. // J Youth Adolesc — 2021 — Vol47 — N4 — p.775-792; PMID:29492870
- Svistushkin VM., Morozova SV., Savvateeva DM. . // Vestn Otorinolaringol — 2021 — Vol82 — N1 — p.78-80; PMID:28252596
- Hüttner SM., Linden M. Modification of First Impression Formation and «Personality» by Manipulating Outer Appearance. // Psychopathology — 2021 — Vol50 — N2 — p.141-145; PMID:28103604
- Brown GD., Fincher CL., Walasek L. Personality, Parasites, Political Attitudes, and Cooperation: A Model of How Infection Prevalence Influences Openness and Social Group Formation. // Top Cogn Sci — 2021 — Vol8 — N1 — p.98-117; PMID:26612490
- Enokido M., Suzuki A., Sadahiro R., Matsumoto Y., Shibuya N., Goto K., Otani K. Implication of P-glycoprotein in formation of depression-prone personality: association study between the C3435T MDR1 gene polymorphism and interpersonal sensitivity. // Neuropsychobiology — 2014 — Vol69 — N2 — p.89-94; PMID:24577069
- Hill PL., Allemand M., Grob SZ., Peng A., Morgenthaler C., Käppler C. Longitudinal relations between personality traits and aspects of identity formation during adolescence. // J Adolesc — 2013 — Vol36 — N2 — p.413-21; PMID:23415576
- Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. // J Pers Soc Psychol — 2013 — Vol104 — N2 — p.371-84; PMID:22984832
- Авторы не найдены . // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2012 — Vol — N5 — p.10-2; PMID:22279801
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
- Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
- Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
- Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
- Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.
