Темперамент — это что? Типы темперамента и их особенности

image

  • 16 Августа, 2019
  • Психология личности
  • Маруся Кот

Жизнь человека определяется множеством различных факторов. Одним из основных аспектов считается заложенный еще до рождения характер и его особенности – это темперамент. Речь идет о формировании отношения к себе и окружающему миру. Темпераменты бывают настолько разные, что люди иногда практически не находят взаимопонимания. Они по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, по-своему расставляют приоритеты. Чтобы достичь гармонии в отношениях с окружающими и преуспеть в жизни, рекомендуется определить свой тип темперамента и научиться классифицировать индивидуальные особенности характеров других людей.

Понятие темперамента и его история его возникновения

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей, которые зависят от врожденных психологических и физиологических качеств человека. Темпераменты классифицируют тремя основными сферами проявления: общая активность, двигательная сфера и эмоциональность. Еще в пятом веке до нашей эры ученый Гиппократ описал четыре типа темперамента, исходя из количества преобладающей в организме человека жидкости. Согласно его теории, в организме человека преобладает:

  • холерика – желчь;
  • сангвиника – кровь;
  • флегматика – слизь;
  • меланхолика – черная желчь.

Дословный перевод с латинского языка и стал основой для определения людей с разными типами особенностей характера. В наши дни темперамент в психологии – это усовершенствованная теория Гиппократа.

Источники

  • Alimbaeva MA., Lisova NA., Spiridonova MS., Shilova OI., Shilov SN. . // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2021 — Vol29 — N2 — p.245-249; PMID:33901362
  • Luño I., Muniesa A., Palacio J., García-Belenguer S., Rosado B. Detection of owner-perceived emotional eating in companion dogs: A regression modelling approach. // Vet Rec — 2021 — Vol — NNULL — p.e63; PMID:33899965
  • Dobewall H., Saarinen A., Lyytikäinen LP., Keltikangas-Järvinen L., Lehtimäki T., Hintsanen M. Functional Polymorphisms in Oxytocin and Dopamine Pathway Genes and the Development of Dispositional Compassion Over Time: The Young Finns Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.576346; PMID:33897514
  • Takegata M., Matsunaga A., Ohashi Y., Toizumi M., Yoshida LM., Kitamura T. Prenatal and Intrapartum Factors Associated With Infant Temperament: A Systematic Review. // Front Psychiatry — 2021 — Vol12 — NNULL — p.609020; PMID:33897486
  • Parrish KH., Thompson SF., Lengua LJ. Temperament as a moderator of the association of cumulative risk with preadolescent appraisal and coping style. // Anxiety Stress Coping — 2021 — Vol — NNULL — p.1-17; PMID:33896289
  • Resick PA., Wachen JS., Dondanville KA., LoSavio ST., Young-McCaughan S., Yarvis JS., Pruiksma KE., Blankenship A., Jacoby V., Peterson AL., Mintz J. Variable-length Cognitive Processing Therapy for posttraumatic stress disorder in active duty military: Outcomes and predictors. // Behav Res Ther — 2021 — Vol141 — NNULL — p.103846; PMID:33894644
  • Akpan MU., Hogan EJ., Okpokowuruk FS., Ikpeme EE. Conduct Disorder among Primary Schoolchildren in Southern Nigeria. // Niger Med J — 2021 — Vol61 — N6 — p.334-339; PMID:33888931
  • Poole KL., Hassan R., Schmidt LA. Temperamental Shyness, Frontal EEG Theta/Beta Ratio, and Social Anxiety in Children. // Child Dev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33885145
  • Basaran S., Tas Hİ. Evaluation of affective temperament profile and levels of depressive symptoms and anxiety in patients with restless legs syndrome. // Sleep Breath — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33884556
  • Wolc A., Settar P., Fulton JE., Arango J., Rowland K., Lubritz D., Dekkers JCM. Heritability of perching behavior and its genetic relationship with incidence of floor eggs in Rhode Island Red chickens. // Genet Sel Evol — 2021 — Vol53 — N1 — p.38; PMID:33882840

Экстраверты и интроверты

Понятия экстраверсия и интроверсия были основаны ученым психологом Карлом Густавом Юнгом. По его теории, человек, деятельность которого зависит от внешних впечатлений, называется экстравертом. Он общительный и эмоциональный, постоянно стремится находиться в обществе и не терпит одиночества. К экстравертам относятся холерик и сангвиник. Человек, который зависит от своих внутренних психических процессов, называется интровертом. Это замкнутая личность, которая предпочитает мало общаться с окружающими и с удовольствием пребывает в одиночестве. К интровертам относятся флегматик и меланхолик.

Гиппократ и темперамент

Творцом теории о типах темпераментов можно по праву назвать Гиппократа – древнегреческого врача. Он утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле субъектов: флегмы, крови, желтой и черной желчи, вмещающихся в его организме. Описание темпераментов Гиппократом является первой типологической теорией.

Темперамент холерик по теории Гиппократа характеризуется превалированием желтой желчи, что делает субъекта импульсивным.

Флегматик темперамент характеризуется доминированием лимфы, что делает субъекта медлительным и спокойным.

Темперамент сангвиник обуславливается преобладанием крови, что делает личность подвижной и веселой.

Меланхолик темперамент определяется преобладанием черной желчи, что делает индивида боязливым и грустным.

Каждый темперамент характеризуется наличием и положительных, и отрицательных качеств. При помощи воспитательного процесса, контроля и самосовершенствования можно дать возможность каждому типу темперамента проявлять себя с лучших сторон.

Меланхолик темперамент, например, может обнаружить себя человеком впечатлительным, с глубочайшими переживаниями, волнениями и эмоциями.

Флегматик темперамент – выдержанной и ответственной личностью, человеком, не предрасположенным к принятию поспешных и необдуманных решений.

Темперамент сангвиник может проявиться в качестве энергичности и гибкости, умении быстро справляться с любым видом деятельности, а темперамент холерик может выражаться в страстном энтузиазме.

Меланхолик является замкнутой и довольно застенчивой личностью, что может мешать ей в процессе налаживания социальных контактов. Флегматик характеризуется выраженным безразличием к окружающим людям, что тоже не способствует социальным контактам. Сангвиник отличается своей поверхностью, непостоянством, некоторым легкомыслием и разбросанностью, что ведет к быстрой смене интересов и безразличию. Беда холерика лежит в его поспешности в принятии решений, что ведет к неправильным решениям.

Виды темперамента

Существуют следующие четыре вида индивидуальных особенностей характера человека. Особенности темперамента – это:

  • Холерик. Тип нервной системы – активный, подвижный, сильный, неуравновешенный, экстраверт.
  • Сангвиник. Тип нервной системы – подвижный, сильный, умеренно активный, уравновешенный, экстраверт.
  • Флегматик. Тип нервной системы — малоподвижный, инертный, уравновешенный, сильный, интроверт.
  • Ммеланхолик. Тип нервной системы – малоподвижный, слабый, неуравновешенный, интроверт.

Темпераменты человека

Давно установлен факт, что человеческая психика неповторима. Ее уникальность имеет тесную взаимосвязь со специфичностью биологической и физиологической структуры, развития организма, уникальной композиции социальных взаимодействий и контактов. Понятие темперамента содержит в себе различия в психических проявлениях между индивидами. Эти различия заключаются в глубине, силе, стабильности эмоциональных реакций, впечатлительности, активности, темпе реакций и других подвижных, индивидуально-устойчивых психических свойств, поведения и деятельности.

Сегодня ученые признали тот факт, что темперамент является своеобразным биологическим базисом, на котором основывается развитие индивида в качестве социальной личности. Темперамент воспроизводит динамические стороны поведения, главным образом, врожденного характера. Собственно поэтому свойства темперамента являют собой наиболее неизменными и константными в сравнении с прочими психическими особенностями личности. К наиболее неординарным особенностям темперамента можно отнести закономерность сочетания различных свойств темперамента конкретного индивида. Все свойства динамической характеристики, присущие конкретному индивиду, взаимосвязаны между собой и образуют определенный союз.

Психологический темперамент – это специфический набор индивидуально-своеобразных проявлений психики, которые обуславливают динамичность психической деятельности личности. Они характеризуются одинаковым проявлением в различных видах деятельности, однако они не подвластны содержанию такой деятельности, ее целям, мотивациям и остаются неизменными в зрелом возрасте. В зависимости от взаимосвязей, психические свойства характеризуют типы темпераментов.

Ученые давно установили подчиненность течения психических процессов и поведенческих характеристик человека функционированию нервной системы, которая выполняет доминирующую и контролирующую роль в организме личности. Теория взаимосвязи отдельных общих свойств процессов психики с темпераментом была предложена Павловым.

Павлов сделал вывод, что виды нервной системы проявляют себя в качестве врожденных компонентов и сравнительно слабо подвержены модификациям под влиянием среды и воспитательных процессов. Он полагал, что параметры нервной системы создают физиологический фундамент темперамента, являющийся психической реакцией универсального типа нервной системы. И. Павлов внес предложение распространить на людей типы нервной системы, выявленные в ходе исследований животных.

Можно выделить следующие важнейшие свойства темперамента, которые обуславливают определенные типы темперамента человека: реактивность, активность и соотношение между ними, сензитивность, ригидность и пластичность, темп реакций, интроверсия-экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность выражается в наименьшей силе внешних влияний, необходимой для возникновения любой психологической реакции.

Реактивность определяется степенью непреднамеренности реакций либо на внутренние, либо на внешние раздражители равной силы, например, критические высказывания или обидные слова.

Активность демонстрирует, насколько сильно (интенсивно) субъект влияет на окружающую внешнюю среду и преодолевает преграды в решении задач, достижении собственных целей, намерений, например, настойчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

Соотношение активности и реактивности обуславливает зависимость деятельности субъектов, начиная от случайных внутренних или внешних условий, например, настроения, или от намерений, взглядов, целей.

Пластичность и ригидность проявляется в простоте и гибкости адаптации индивида к воздействиям внешнего характера (пластичность) или в инертности его поведения.

Темп реакций обуславливает быстроту протекания всевозможных психических процессов, например, скорость ума, темп речи, динамичность жестов.

Экстраверсия-интроверсия характеризует подвластность реакций и деятельности индивидов внешним впечатлениям, которые возникают в данное конкретное мгновение (экстраверсия), или от представлений, образов и мыслей, которые связаны с минувшим и будущим (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость обуславливается тем, насколько слабо выражено необходимое воздействие для появления эмоциональных реакций, с какой быстротой они возникают.

Основываясь на вышеперечисленных свойствах, выделяют 4 типа темперамента – это сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Холерик

Холерический темперамент – это постоянное движение, максимальная скорость реакции, активность и энергичность. Человек данного типа эмоционален, порывист и страстен. Он неуравновешенный, с быстрыми сменами настроения (кардинально противоположными) и взглядами на окружающий мир. Создается впечатление, что он не ходит, а летает, не стоит, а скачет. Повышенная активность часто приводит к истощению сил, поскольку представитель данного типа не может правильно их расходовать. С холериком приятно проводить время, поскольку он никогда не даст соскучиться, быстро найдет выход из любой ситуации, не станет паниковать и избегать общения после ссоры. Но есть и масса причин, которые становятся тягостными для партнера холерика. Холерический темперамент – это свойство личности, которая бывает слишком надоедливой, назойливой, ее речь настолько быстрая, что способна утомить собеседника. Очень сложно человеку с уравновешенным темпераментом угнаться за потоком мыслей и действий своего партнера, который стремится все одновременно успеть.

Кант охарактеризовал холериков, как людей, любящих командовать другими и не любящих работать самостоятельно. Это вполне объективная характеристика, поскольку людей этого типа невозможно застать за монотонной работой. У них прекрасные организаторские способности, они легко загораются новой идеей. Но даже длительная работа над проектом может быть брошена в момент, когда холерику это надоест. Работая с представителями данного типа, необходимо помнить о постоянном тактичном контроле над ними. Увлекать новыми идеями, вырабатывать дисциплину и направлять их энергию в нужное русло. Ребенка-холерика стоит воспитывать очень аккуратно, избегая запретов и вырабатывая в них чувство сочувствия.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, вспыльчивости, раздражительности. У холерика торопливая речь, резкие жесты. Неуравновешенность, свойственная холерику, проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии может быстро истощиться у такого человека, и тогда может наступить резкий спад деятельности: воодушевление и подъем исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик может допустить резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто ему не дает возможности объективно оценивать поступки людей. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание таких людей в коллективе.

Достоинства холерика

Тем не менее холерический тип темперамента – это множество положительных качеств которые помогают человеку достичь в жизни желаемых целей. Среди них:

  • инициативность;
  • решительность;
  • прямолинейность;
  • энергичность;
  • трудолюбие;
  • выносливость;
  • отсутствие обидчивости и злопамятности;
  • смелость;
  • стремление к духовному и физическому развитию;
  • артистичность;
  • яркость проявления чувств;
  • целеустремленность;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к компромиссам;
  • общительность;
  • дружелюбие.

Недостатки холерика

Наряду с позитивными качествами в характере холерика присутствуют и негативные проявления. Отрицательные проявления темперамента – это:

  • торопливость;
  • неуравновешенность;
  • отсутствие терпения;
  • резкость и чрезмерная прямолинейность в общении;
  • упрямство;
  • капризность;
  • отсутствие усидчивости;
  • поверхностность суждений;
  • агрессивность;
  • склонность к резким переменам настроения;
  • предвзятость;
  • торопливая бессвязная речь;
  • возбудимость;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • импульсивность.

Сангвиник

На вопрос, что такое темперамент сангвиника, можно ответить одним словом – это оптимистический настрой. Люди этого типа отличаются жизнерадостностью, уравновешенностью, целеустремленностью и жаждой к новым открытиям. Они коммуникабельны, имеют отличные организаторские способности и способность к переубеждению. Их речь отличается быстротой, но она разборчива и понятна. Сангвиники способны искренне влюбиться или подружиться с партнером и пронести чувства долгие годы. В случае неудачи, расстраиваются и могут разочароваться, но никогда не станут долго переживать обиду или расставание. Они стремятся к новой жизни и ищут новые пути к своей самореализации. По мнению Канта, это прекрасные харизматичные люди, но плохие должники, поскольку часто забывают о своем долге.

К работе сангвиники подходят с полной ответственностью, они способны долго и терпеливо добиваться своих целей. Но это происходит исключительно при одном условии: работа должна им нравиться и приносить вдохновение. Если работа будет монотонной, неинтересной и малоперспективной, сангвиники без сожаления оставят эту затею. Свойства темперамента – это справедливость и ответственность человека этого типа. Коллегам этих людей можно порекомендовать быть требовательными, но честными, иначе работа останется невыполненной.

Детей-сангвиников следует воспитывать в спокойствии и доброжелательности. Рекомендуется научить ребенка доводить начатое до конца (для этого необходимо использовать дополнительную мотивацию), дорожить дружбой и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Особенности темперамента

Сегодня описание темпераментов представляет собой описание совокупности природных свойств, обусловливающих динамические особенности человеческой психики, например, интенсивность, быстрота, ритм процессов психики, которые в равной степени обнаруживаются в разной деятельности вне зависимости от ее мотивов, содержания и целей.

Тип высшей нервной деятельности не отражает мотивационную сторону личности, морально-ценностные ориентиры, мировоззрение и не определяет ее содержательные характеристики. Он всего лишь задает конфигурацию, в которой выражаются все остальные черты. Наряду с этим некоторые особенности типов высшей нервной деятельности могут противостоять или способствовать формированию определенных качеств личности.

Темперамент существенно видоизменяет все внешние воздействия, которые влияют на развитие личности. Он отличается от прочих явлений, которые делают психику динамичной (настроение, мотивы, социальное давление) комплексом только ему свойственных особенностей. Первая особенность – это онтогенетическая первичность, которая заключается в том, что если просматриваемая у взрослого индивида динамическая особенность была ранее ему присуща, то она, естественно, имеет отношение к свойствам темперамента. Вторая особенность – устойчивость, которая заключается в том, что качества типов высшей нервной деятельности на протяжении длительного промежутка времени не изменяют свою относительную величину, ранговые места в системе качеств личности. К темпераменту имеют отношения только лишь определенные особенности динамического характера, которые при рядовых жизненных условиях выражаются особенно часто и более типичны данному индивиду. Это является третьей особенностью. Четвертая заключается в том, что все свойственные качества темперамента обнаруживаются даже при неблагоприятных, сдерживающих их факторах.

Достоинства сангвиника

Отличительная черта темперамента личности – это оптимизм. Человек этого типа всегда ожидает от жизни добрых перемен. Даже при наличии отрицательных факторов, он всегда остается позитивно настроенным. Помимо этого, в сангвинике присутствуют такие черты характера, как:

  • энергичность;
  • жизнерадостность;
  • отзывчивость;
  • прогрессивность;
  • новаторство;
  • многофункциональность в работе (человек легко успевает сделать одновременно несколько работ и легко переключается на другую сферу деятельности);
  • отсутствие чрезмерной восприимчивости;
  • ораторское искусство;
  • способность к переубеждению;
  • стремление к личностному росту;
  • коммуникабельность;
  • работоспособность;
  • целеустремленность;
  • выносливость;
  • самообладание;
  • стрессоустойчивость;
  • организаторские способности.

Недостатки сангвиника

К сожалению, на вопрос, что такое темперамент сангвиника, можно ответить не только в положительном ключе. У представителей данного типа также имеются отрицательные черты характера. Среди них:

  • переоценка своих сил и возможностей;
  • неустойчивость в склонностях и интересах;
  • опрометчивость;
  • склонность к остановке на половине пути как в делах, так и в отношениях;
  • быстрое перегорание;
  • некоторое отсутствие волевых качеств (когда слово «хочу» становится приоритетнее, чем слово «надо»);
  • неустойчивость настроения.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

У каждого человека имеются такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются в процессе жизни. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Индивидуальные особенности, присущие только данному человеку, и образующие психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, называют темпераментом.

Свойства темперамента – есть те природные данные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека: скорость протекания психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), интенсивность психических процессов (например, силу эмоций, активность воли) и др.

Учет особенностей темперамента в учебно – воспитательной работе и в труде необходим. Каждый ученик имеет присущие только ему особенности и свойства темперамента. В связи с этим необходимо разумно использовать положительные и отрицательные особенности каждого типа темперамента.

Свойства темперамента

Свойства темперамента

Проявление свойств темперамента
1. темп реакций. Быстрота или замедленность движений, походки, речи; их прерывистость или плавность, энергичность или вялость. Быстрота оценки ситуации, решения задач, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности.
2. Эмоциональная возбудимость. Скорость возникновения и смены мимических проявлений эмоций (например, быстрота возникновения смеха)
3. реактивность Степень выраженности непроизвольных реакций (громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика, жестикуляция)
4. Активность Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия (особенно в момент включения в дело, при преодолении трудностей, препятствий)
5. Пластичность-ригидность. Пластичность – легкость переключения с одного дела на другое, с одного способа действий на другой, легкость привыкания к новым условиям, вступления в контакт с людьми. Ригидность характеризуется противоположными характеристиками.
6. Экстраверсия-интроверсия. Экстраверсия — большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении. Интроверсия – сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, низкая инициативность в общении.
7. Тревожность. Степень беспокойства в различных ситуациях (например тщательно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует себя, проявляет боязнь в непривычных условиях.

Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент нельзя оценивать как хороший или плохой. Каждый темперамент имеет свои отрицательные и положительные проявления. Холерик. Характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Отличается повышенной возбудимостью неуравновешенностью поведения, характерна цикличность активности, с увлечением берется за дело, работает с подъемом он ему трудно распределить энергию рационально, поэтому запас сил быстро истощается, настроение быстро падает. В общении с людьми холерик часто допускает резкость, вспыльчивость раздражительность, эмоциональную несдержанность, может создавать конфликтные ситуации в коллективе. Сангвиник. Отличается повышенной активностью, темп реакций достаточно высокий, характерна большая подвижность, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, весел жизнерадостен. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Как правило, легко усваивает учебный материал, если он интересен для него. Если же материал неинтересен или для его усвоения требуется длительная напряженная однообразная работа, то сангвиник может плохо усваивать новое. Флегматик. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности проявляет продуманность, упорство. Как правило, доводит дело до конца. Он предпочитает порядок, привычную обстановку, не любит перемен. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро понять, запомнить, сделать. Ему нужно время для сосредоточения, для переключения внимания на другой объект. Меланхолик. Отличается повышенной чувствительностью и повышенной ранимостью. Меланхолику свойственна реактивность и пониженная активность. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Движения вялые, говорит медленно. Он отличается повышенной утомляемостью, но в привычной и спокойной обстановке чувствует спокойно и работает продуктивно. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, чувствует неловкость в новой обстановке. Он уклоняется от общественной жизни коллектива. Среди близких знакомых проявляет общительность. Много внимания уделяет нравственности, стремится к выполнению моральных норм. Главный ориентир у меланхолика – он сам. Много времени уделяет самоанализу, бывает недоверчив, подозрителен, чем часто обрекает себя на одиночество. В работе меланхолики аккуратны, исполнительны, медленно входят в новую деятельность. Хорошо работают в спокойной деловой обстановке при доброжелательном отношении к себе. Качественно выполняют работу, если она заранее подготовлена и хорошо спланирована. Предпочитают монотонную, однообразную работу. Ошибки совершаются из-за переживаний, обид, внутреннего напряжения и неуверенности. У него хорошая концентрация и устойчивость внимания, но медленное переключение. Меланхолика следует всячески поддерживать, не обижать, не ущемлять его права, создавать хорошие условия для работы.

Темперамент и профориентация.

Темперамент Виды работ, которые наиболее предпочтительны для данного темперамента.
Сангвиник. Работа, связанная с живой, подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности, широкого круга общения.
Флегматик Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром выполнении дела, сноровистых и разнообразных действий.
Холерик Работа с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется на более спокойную до следующего цикла.
Меланхолик Работа, не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

Особенности проявления типов темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе Сангвиники и холерики не отличаются склонностью к регулярной и систематической работе, любят экспромт, предпочитают работу сразу начисто, без черновиков и других каких-либо подготовительных действий, предпочитают короткие фразы, могут работать в шуме, начинают работу с легкого, всегда готовы на штурм, мобилизацию сил, уверенны в себе, нередко решают и действуют по интуиции. В начале обучения они находятся в более выигрышной ситуации. Меланхолики и флегматики тщательно планируют, проявляют регулярность в работе, размеренность любят черновик, конспект, предварительные записи. На уроке таким учащимся важна тишина, одиночество, они любят проговаривать про себя свои возможные ответы. В работе начинают с трудных заданий. Эти учащиеся плохо переносят штурм, риск, неожиданные ситуации, не уверенны в правильности своих ответов.

Темперамент Сангвиник (кровь, жизненная сила) Холерик (желчь) Флегматик (слизь) Меланхолик (черная желчь)
Образное сравнение Бег могучего потока Поток, мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса Спокойное гладкое течение многоводной реки Ручеек, могущий превратиться в болото или бьющий фонтан.
качества Живой, подвижный, веселый, разговорчивый, с живым воображением, впечатлительный, инициатор в общении с быстрой сменой эмоций. Большая жизненная энергия, легко раздражается и не скоро успокаивается, вспыльчив, несдержан, не умеет владеть собой, нетерпелив, прямолинеен. Медлительный, спокойный, терпеливый, ровный, выносливый, слабое проявление чувств, но его чувства глубокие, трудно переключается не любит перемен, тяжело привыкает к новому. Слабое проявление чувств, замкнут, любит одиночество, «улитка» в себе, нерешителен, робок, неуверен в себе.
Деловые качества Продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, не унывает в сложных обстоятельствах. Энергичен, инициативен, азартно берется за работу, боевой, задорный, быстро решает проблемы и преодолевает трудности Настойчивый и упорный труженик, целеустремленный продуктивный, сильно привязывается к работе, ответственный. Вялый, может упорно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.
Недостатки. Не хватает целеустремленности, не доводит начатое дело до конца. Излишняя эмоциональность, активность, не может делать монотонную однообразную работу. Часто пассивен, иногда равнодушен, ведет неактивный образ жизни. См качества.
Как себя совершенствовать Результаты будут выше, если постараться действовать целеустремленно, и дело доводить до конца. Более критично подходить к своим действиям, чтобы не обижать окружающих. Стараться быть максимально активным Избегать самоанализа, не вспоминать обиды, выбирать активное хобби, переключать внимание с себя на окружающих, помогать в работе.

Соответствие различных видов работ темпераменту учащихся.

темперамент Виды работ, наиболее соответствующие данному темпераменту.
сангвиник Работа, связанная с живой подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности
флегматик Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром ее выполнении, в сноровистых и разнообразных действиях.
холерик Работа с ярко выраженной цикличностью, где напряжение сил, сменяется на менее интенсивную деятельность.
меланхолик Работа не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

Рекомендации педагогам.

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям действительности. Один из них проявляется в индивидуализации предъявляемых к человеку требований. Нужно не пытаться менять темперамент учащихся, а помогать им преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Так холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От учащихся-холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы, при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение. На учащихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание. Внимание преподавателей должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания т.к. они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, делание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценке себя и своих возможностей.

Флегматик

Флегматичный темперамент в психологии – это спокойствие, уверенность в своих силах и глубокое мышление. Кант называл флегматиков жизненными философами, поскольку только с такими особенностями характера можно постичь тайны человеческого мышления. Это люди, которые никуда не спешат, старательно взвешивают все «за» и «против», прежде чем принять даже самое простое решение. Представители типа предпочитают мало общаться с окружающими, они никогда не хвастают и не жалуются, внешне выглядят безразличными и никогда не демонстрируют свои эмоции. Духовное равновесие находят в любимом деле или общении с близкими людьми (круг общения очень узок). Они планомерно и целенаправленно двигаются к своей мечте и редко реагируют на внешние факторы влияния. Флегматичный темперамент – это характеристика личности, которая отличается стрессоустойчивостью даже в самых критических эпизодах своей жизни.

Флегматики ведут довольно замкнутый образ жизни и не любят общаться с новыми людьми. Именно эта черта способствует тому, чтобы человек долго оставался на одном месте работы. Представитель типа может выполнять кропотливую монотонную работу, он исполнителен и ответственен. Коллеги могут всегда на него положиться, поскольку любое самое сложное задание обязательно будет выполнено качественно и в срок. Единственное, что необходимо принять к сведению коллегам флегматиков – это свойственную им медлительность. На решение любой задачи представителю этого типа понадобится значительно больше времени, но это ни в коем случае не отразится на качестве.

Родителям детей-флегматиков следует принимать во внимание особенности своего ребенка. Характер способностей темперамента – это планомерная неторопливая учеба с дополнительным инструктажем и разъяснениями. Не рекомендуется акцентировать внимание на медлительности и несообразительности ребенка. Стоит поощрять любую его инициативу и самостоятельность, а также обеспечивать поддержку во всех жизненных ситуациях.

Сангвинический темперамент

Сангвиник легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь – громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент отличается некоторой двойственностью. Если раздражители постоянно меняются, и постоянно поддерживается смена впечатлений, сангвиник проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес к делу, становится вялым и безразличным. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательства, но они не отличаются длительностью и глубиной – они могут исчезнуть так же быстро, как и появились, или смениться на противоположные.

Достоинства флегматика

Флегматичная личность имеет множество позитивных черт характера. Среди них:

  • рассудительность;
  • практичность;
  • целеустремленность;
  • настойчивость в достижении цели;
  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • систематизация работы;
  • стрессоустойчивость;
  • самообладание;
  • дисциплинированность;
  • философское мышление;
  • планомерность;
  • отсутствие обидчивости;
  • постоянство;
  • верность;
  • хорошая контактность с другими типами темпераментов;
  • надежность.

Меланхолик

В случае с меланхоликами темперамент – это индивидуальность в восприятии мира через призму негатива. Именно так охарактеризовал представителей данного типа великий Кант. Он сказал, что это люди с мрачным характером, которые акцентируют свое внимание исключительно на жизненных трудностях. У меланхоликов слабая неустойчивая психика и восприимчивая нервная система. Они постоянно сомневаются, бояться перемен, редко и только по необходимости общаются с людьми и проживают в своем замкнутом мире иллюзий. Они обидчивы, тяжело переживают жизненные трудности, никогда не рассказывают о своих чувствах или сомнениях, часто впадают в депрессии. Люди данного типа особо нуждаются в постоянной моральной поддержке и признании.

В рабочей обстановке проявляют себя как ответственные работники и хорошие профессионалы. Но при этом слишком болезненно реагируют на неудачи или замечания со стороны начальства. Меланхолики никогда не осмелятся уйти с нелюбимого места работы, будут продолжать терпеть и страдать. Коллегам людей этого типа рекомендуется не торопить их в плане выполнения поставленных задач, не допускать критики в их адрес, стараться максимально корректно относиться к их ранимой душе. В этом случае можно легко получить ценного сотрудника, который поможет повысить производительность труда и сделает его качественным.

Родителям детей-меланхоликов следует понимать, что натура такого ребенка слишком чувствительная. К нему необходимо обращаться с особым тактом, одаривать любовью и заботой, поощрять любые проявления самостоятельности и инициативности. Особое внимание рекомендуется уделять воспитанию собственной ценности ребенка, а также формировать его чувство собственного достоинства.

Методика Яна Стреляу

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов

.

Основываясь на данных своего теста, Стреляу определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.

Им была создана концепция темперамента — регулирующая теория темперамента

(RTT). Темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл RTT.

Стреляу считал, что свойства темперамента «… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…» (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982).

Достоинства меланхолика

В случае с представителем меланхолического типа темперамент – это множество достоинств, которые напрямую зависят от его признания в социуме. Если человеку будут созданы благоприятные условия, он сможет продемонстрировать следующие качества характера:

  • сочувствие;
  • понимание людей;
  • доброжелательность;
  • заботливость;
  • самопожертвование;
  • трудолюбие;
  • практичность;
  • прагматичность;
  • милосердие;
  • сдержанность;
  • тактичность;
  • дисциплинированность;
  • пунктуальность;
  • требовательность к себе;
  • выносливость в работе.

Определение темперамента

Типом нервной системы обуславливается психологическая характеристика темперамента, которая выражает, главным образом, врожденные характерные черты поведения. Именно посредством темперамента индивид проявляет свое отношение к происходящим событиям. Нужно понимать, что в мире не существует более хороших или совсем уж плохих типов высшей нервной деятельности. Каждый тип обладает своими особенностями. Типы темперамента человека представлены четырьмя, однако в чистом виде встретить у человека тот или иной темперамент практически невозможно.

Определение типа темперамента может помочь не только определить свой персональный тип, но и понять, какие качества присущи субъектам с другими видами темперамента. Для более эффективного взаимодействия с окружающим социумом и научению сглаживания «острых углов» в конфликтных ситуациях человеку следует знать, к какому из типов темперамента он может отнести себя и других. Зная свой темперамент, он сможет не только понимать свою реакцию на конкретный раздражитель и знать ее мотивы, но и предсказывать собственные поведенческие реакции в разнообразных ситуациях, что позволит более ясно, четко представлять персональные цели, строить детальный план поступков для их реализации. Это все в целом приведет к успешности и самоэффективности.

Определение типа темперамента окружающих людей поможет человеку выбрать верный стиль взаимодействия с определенными людьми. Так, например, с флегматическими или меланхолическими индивидами следует вести себя уравновешенно и спокойно, а с сангвиническими и холерическими типами, наоборот, более активно. Знание темперамента позволит улучшить отношения с окружающим социумом.

Определить тип темперамента можно при помощи теста Айзенка, который сегодня является наиболее распространенной методикой. Айзенк в своей методике использовал разработанную К. Юнгом шкалу, определяющую экстраверсию-интроверсию, на основе которой выстроил классификацию типов характеров, в зависимости от устойчивости нервной системы. Диагностика темперамента также может проводиться при помощи личностных опросников, разработанных такими известными личностями, как Стреляу, Русалов.

Недостатки меланхолика

Меланхолики сами страдают от своих недостатков, поскольку изнуряют себя постоянной неудовлетворенностью. Если они не научатся себя любить и разумно расходовать силы (позволять себе отдыхать и наслаждаться жизнью), в них навсегда поселятся такие черты характера, как:

  • медлительность;
  • инертность;
  • чрезмерная чувствительность;
  • впечатлительность;
  • замкнутость;
  • недоверчивость;
  • отчужденность;
  • склонность к депрессиям;
  • быстрая утомляемость;
  • паникерство;
  • отсутствие коммуникабельности;
  • ранимость;
  • обидчивость;
  • заниженная самооценка;
  • пугливость;
  • слабость;
  • неуверенность в своих силах.

В контексте данных характеристик людей с разными типами темперамента следует отметить, что в каждом из представителей присутствуют положительные и отрицательные черты. Можно также утверждать, что на земле преобладают люди со смешанными типами темпераментов. Поэтому есть возможность поработать над особенностями своего характера и позаимствовать новые положительные черты другого типа. В генетическом коде заложены лишь основы психики, полное формирование происходит по желанию человека, какой путь он изберет в своей жизни: добра или зла.

Теории темперамента

Выделяют конституциональные и факторные теории о темпераменте.

Конституциональные теории направлены на обнаружение взаимосвязи между психическими свойствами строением тела субъекта.

Э. Кречмер полагал, что индивиды обладают определенным телосложением вследствие наследственной предрасположенности к некоторым психическим заболеваниям. Поэтому он выделял 4 типа телосложения: пикник, диспластик, лептосоматик, астеник. Согласно такой типологии он описал три типа темперамента: иксотимик, шизотимик, цикломатик.

В 40-х годах, в США, Шелдон сформулировал свою концепцию темперамента, которая заключалась в видении тела и темперамента, в качестве параметров одного объекта – личности. Строение тела обуславливает темперамент, который представляет из себя его функцию. Шелдон основывался на существовании определенного соматотипа, то есть типа телосложения, и определял его при помощи трех главных признаков: эктоморфия, эндоморфия, мезоморфия. В соответствии с перечисленными параметрами он выделял три типа телосложения: церебротоники, висцеротоники, соматотоники.

Со временем большинство конституциональных теорий темперамента в психологии поддались острой критике. Главным недостатком подобных теорий считается недооценка, а иногда и открытое игнорирование роли среды и условий социума в образовании психологических свойств личности.

На рубеже 19 – 20 веков появились изыскания, которые сводились к изображению проявлений свойств темперамента субъектов в повседневной обстановке. Так появились факторные теории.

К. Юнг разделил всех индивидов в зависимости причин активности психики, которые могут быть внешними или внутренними, на интровертов и экстравертов. А Нидерландские ученые Э. Вирсма и Г. Хейманс создали опросник, при помощи которого стремились определить основные свойства темперамента, обнаруживающиеся в поведении субъектов. Они считали, что к таким параметрам темперамента нужно отнести три биполярные характеристики: эмоциональность-отсутствие эмоциональности, активность-пассивность, первичная-вторичная функции.

Эмоциональность или отсутствие эмоциональности определяется частотой и интенсивностью проявления эмоциональных реакций в отношении ситуаций, которые вызвали такие реакции. Активность или пассивность проявляются в активности или наоборот в отсутствии активности в труде, обучении, дома, отдыхе. Субъекты с первичной функцией интенсивно и быстро реагируют на посылы окружающего мира, однако эффект быстро гаснет. Субъекты с вторичной функцией характеризуются слабой первичной реакцией на определенный раздражитель, которая постепенно увеличивается и сохраняется на более длительный промежуток времени.

Айзенк определял людей с первичной функцией к экстравертам, а с вторичной – к интровертам. Субъекты с первичной функцией проявляют себя импульсивными, легко мирящимися с обстоятельствами, находящимися в движении, веселыми, шутливыми, легкомысленными, с легкостью идущими на контакт с социумом личностями. Индивиды, у которых преобладает вторичная функция, более серьезные, они в основном педанты, характеризуются спокойствием, выдержкой, замкнутостью, добросовестностью, склонностью к депрессивным состояниям. При комбинировании перечисленных характеристик можно получить восемь типов темперамента.

Итак, понятие темперамента подразумевает под собой совокупность психических свойств, которые являются составной частью личности, характерных для конкретного индивида и определяют его поведение и взаимодействие со средой. Определить тип темперамента можно при помощи разнообразных методик, специально разработанных опросников и тестов.

Оцените статью
Добавить комментарий