Вы будете выискивать знаки, которые подскажут куда нужно двигаться дальше, или будете принимать решение о выходе из сложной ситуации самостоятельно?
Проще говоря: вы фаталист или реалист?
Кто такой фаталист?
Люди по-разному трактуют события своей жизни. У каждого человека формируется собственная система определения происходящего и отношения к нему.
Рассмотрим, кого называют фаталистом, и почему в их отношении к жизни иногда просматриваются оттенки обычного пессимизма. Пессимисты не верят в то, что можно изменить негативное стечение обстоятельств. Фаталисты тоже не верят, но в отличие от пессимистов, фаталисты убеждены, что существует неотвратимость и предопределённость всего происходящего. Большинство фаталистов верят, что у каждого человека есть свой определённый «начертанный» кем-то свыше жизненный «сценарий». С этой позиции они смотрят на мир и формируют реакции на разные события.
Попробуем определить, что значит фаталист исходя из словообразования.
Слово «fatum» в переводе с латинского имеет значение «судьба, рок». Фатализм — это вера в предопределённость неотвратимость и неизбежность всего, что происходит и будет происходить. Фатализм является мировоззрением, которое трактует каждый поступок человека как неотвратимое действие и исключает случайности и возможность свободного выбора. А фаталист — это человек, верящий в судьбу и полагающий, что все события неслучайны, а закономерны.
Идея того, что человеку нужно стоически пройти все испытания в жизни, не нова. В какой-то мере фаталистическое представление о неотвратимости событий созвучно некоторым древним учениям, мифологиям и религиозным постулатам. Человек интуитивно убеждён, что бессилен перед лицом мира.
То, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек. Обстоятельства правят человеком, а не человек обстоятельствами.Древнегреческий историк Геродот
Существует мнение, что христианской религии присущ оптимистический фатализм. Согласно христианскому учению, «человек — образ и подобие Бога». В Священных Писаниях говорится, что у каждого есть таланты и способы развития своих индивидуальных возможностей для совершенствования.
Фаталисты склонны верить в безличную судьбу и неотвратимую предопределённость всех событий. Полагаясь на «волю Божью», человек фактически выражает готовность принять любые события своей жизни с покорностью и смирением.
В XVI веке появилась философия детерминизма. Бенедикт Спиноза — нидерландский мыслитель — считал человека «пылинкой» в мироздании, исключая любое влияние людей на ход их жизни.
Фаталист следует определённой системе мировоззрения и часто чувствует себя «винтиком» в сложном механизме. Фаталист верит, что не только случайности и внешние обстоятельства, но и сама воля человека подчиняются некоторой высшей силе.
Давайте выделим характеристики, которые помогут узнать фаталиста:
- Он не склонен верить в свои силы и возможности, доверяясь судьбе.
- Он не берёт на себя ответственность за происходящие события, во всём винит «злой рок».
- Он убеждён, в предрешённость и неслучайность всех событий.
Часто фаталисты суеверны, доверяют и придают большое значение гороскопам и всему, что может предсказывать будущее.
Виды фатализма
Ученые и психологи уверены, что неотвратимость судьбы, как вариант понимания течения человеческой жизни, имеет разные проявления. То есть они выделяют несколько разновидностей фатализма, отличающихся степенью убежденности и ее природой:
- Бытовой фатализм, в основе которого лежит вера в то, что обычные бытовые неурядицы являются следствием порчи, сглаза или собственной невезучести.
- Теологическое направление отличается божественным происхождением неотвратимости бытия.
- Логический фатализм выделяется большей рациональностью и является следствием веры в цепочку неотвратимых событий.
Бытовой фатализм
Самой примитивной считается концепция бытового фатализма. К ее приверженцам относят пессимистически настроенных инфантильных людей. Они привыкли:
- Видеть жизнь и свою судьбу в черном цвете.
- Считать, что им не повезло родиться в лучших условиях для жизни.
- Отказываться брать ответственность за свою жизнь, принимать волевые решения.
- В понятие того, кто это такой бытовой фаталист, неотъемлемо включается вера в сглаз, порчу, дурную ауру и прочие негативные энергии, которые портят жизнь человека.
Теологический фатализм
Несколько иным толкованием является определение того, кто это такой теологический фаталист. Этот человек убежден, что все происходящее на свете определяется некой божественной сутью. Это может быть один единый бог или множество божеств в зависимости от выбранной религии. В систему такого мировоззрения включается:
- Вера в то, что судьба человека, каждый ее поворот и случай заранее предопределены еще до рождения младенца или пишутся в момент родов.
- То есть все события и испытания даются индивиду специально, возводятся в ранг необходимых.
- Крайние приверженцы течения тоже склонны снимать с себя ответственность за собственную жизнь и перекладывать ее на Высшие силы.
Логический фатализм
От предыдущих разновидностей несколько отличается логический или рационалистический фатализм. Его основателем считается древнегреческий философ Демокрит. Он пришел к выводу, что в мире все имеет свою первопричину, поэтому случайности попросту невозможны. К основным моментам этого вида относят:
- Фатальный случай происходит не по вине Высших сил или негативных энергий, а из-за цепочки предшествующих событий.
- Все то, что сейчас происходит с индивидом, является следствием всех тех действий, поступков и решений его самого и других людей, которые были в прошлом.
- По другому течение еще именуют детерминизмом. Его суть отлично отражена в серии фильмов «Эффект бабочки». Кратко суть можно передать следующим образом: на одном конце планеты случился тайфун, потому что на другом за определенное время до этого крылом взмахнула бабочка.
Что такое фатализм в философии?
Выделяют, по меньшей мере три вида фатализма:
1. Религиозный. Это мировоззрение тех, кто считает, что судьбы всех людей определяются Богом.
2. Логический. Это древнейшее философское учение, утверждающее, что в мире всё неслучайно, и все события имеют причинно-следственные связи.
3. Пессимистичный. Характерен для моментов, когда человек находится в сложном психологическом состоянии — стресс, отчаяние, агрессия и тому подобное. В таких случаях в своих проблемах люди часто винят кого угодно (погоду, обстоятельства, окружающих людей) и полагают, что всё происходящее — происки «судьбы-злодейки».
Фатализм в философии представляет собой течение о подчинении человека своей «всесильной» судьбе, о закономерности общественной истории, о предопределённости гармонии и стихии. По отношению к человеку логика при фатализме в этом случае рассматривается как внешнее проявление естественных изменений, общественных закономерностей или сверхъестественных сил. Такой фатализм — это простыми словами похоже на выражение: «если суждено быть повешенным, то не утонешь».
Некоторые философские течения называют фатализм ленивым (не убедительным) аргументом при определении отношения к происходящему.
Причины фатализма
Существует несколько причин того, почему человек фаталист становится приверженцем такого мировоззрения:
- Гиперопека в детстве. Когда ребенку родители не дают ступить буквально и шагу, решают за него все проблемы и не прорабатывают волевую сферу, человек вырастает не приспособленным к жизни в реальном мире. Тогда проще списать свои ошибки и неудачи на Высшие силы.
- Выясняя, кто это такой фаталист, стоит отметить, что мысль о предрешенности судьбы начинает формироваться не только с детства. Череда негативных событий в жизни может привести к надлому эмоционально-волевой сферы человека уже во взрослом возрасте.
- Низкая самооценка, сформировавшаяся по разным причинам. Недовольный собой человек чаще склонен винить жизнь в своих несчастьях.
Почему человек становится фаталистом?
Насколько взрослый человек будет ощущать фатальность судьбы, зависит от воспитания и событий в жизни на этапах взросления. Излишне опекая ребёнка, не давая возможности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, родители лишают детей необходимого жизненного опыта для решения возникающих в жизни проблем. Вырастая, такие дети становятся взрослыми людьми, которые не руководствуются своим мнением, а опираются на мнение других людей или даже всё списывают на рок, судьбу, фатум.
На рубеже XIX-XX веков было модно рассматривать даже преступное поведение человека в фаталистическом контексте как предопределённое его биологической наследственной конституцией.
Фатальное отношение к происходящему, склонность к фатализму в жизни может сформироваться из-за низкой самооценки. Человек, который не уверен в себе, часто склонен «перекладывать» ответственность за свою жизнь на рок и судьбу.
Убеждённость в неизбежности и необходимости судьбы — это для фаталиста главные жизненные установки, которыми он реагирует на всё происходящее вокруг.
Примеры фаталистического мышления
Фаталистическое отношение определяется двумя факторами:
1. Человек убеждён, что события находятся вне его контроля.
2. Человек уверен, что изменить ход событий он не может.
Фаталисты были всегда. Люди просто верили в судьбу и доверялись ей в ответственные моменты. Вот несколько примеров известных поговорок, которые иллюстрируют фаталистическое отношение к жизни:
- Семи смертям не бывать;
- От судьбы не уйдёшь;
- Судьбу не обманешь;
- Видно, судьба такая;
- Против судьбы не пойдёшь.
Любой человек, каким бы фаталистом он ни был, не станет подвергать себя явной опасности и переходить дорогу на красный свет или прыгать с крыши. Фаталистическое мировоззрение чаще всего проявляется не в каких-то бытовых ситуациях, а в отношении к жизни в целом.
Приведу ещё примеры фаталистического мышления. Лев Толстой в романе «Война и мир» рассуждал на тему фатализма исторического. Писатель отрицал любую роль личности в историческом процессе, подчёркивая, что всё осуществляют некоторые «стихийные силы истории». Стоический фатализм объясняет беспомощное положение человека перед подавляющим могуществом сил социальных — войн, империй и тому подобное.
Фаталистическое мышление может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда нет другого способа принять то, что произошло. Например, жилище человека сгорело или серьёзно пострадало от наводнения, человек лишился не по своей воле чего-то ценного и дорогого в жизни и так далее.
Известна ещё одна особенная «черта» фатализма. Иногда человек настраивается на возможность того, что в будущем с ним могут произойти плохие события. А когда вместо этого в жизни случаются хорошие события, то человек искренне радуется. Такой фатализм представляет собой определённый способ выживания и попытку избежать резких потрясений и разочарований.
Отдельное внимание уделю такому понятию, как «женщина-фаталистка». Часто так называют «роковых» женщин, которые меняют привычный образ жизни влюблённого мужчины. От них мужчины в буквальном смысле теряют голову.
При встрече с такой «фатальной» женщиной мужчина часто делает резкие поступки в жизни, женатые мужчины уходят из семьи, а неженатые перестают замечать других женщин. Таких «фаталисток» в народе называют ведьмами, разлучницами и подобными словами. Мужчина часто словно перестаёт управлять своей жизнью, событиями и поступками. Исход отношений с «фатальной» женщиной может быть разным, но изменения в именном сценарии практически неизбежны.
Пример сформировавшегося фаталистического мышления из русской истории. В Петербурге в прошлые века проживала «роковая красавица» Аврора Шернваль. Вслед за смертью её жениха за несколько дней до свадьбы, в судьбе женщины потянулась череда схожих событий.
Следующий воздыхатель (кстати, друг А.С. Пушкина) предложил руку прекрасной молодой женщине и накануне свадьбы скончался от сердечного удара. Казалось, на третий раз судьба улыбнулась красавице, и она вышла замуж за полковника кавалерии. Но злой рок преследовал женщину: счастье оказалось недолгим, её муж трагически погиб во время турецкой кампании.
На этот раз петербургская красавица покорилась судьбе и до конца своих дней о замужестве не думала. Но это не конец истории. После смерти «роковой» женщины история её жизни и смертельный рок, преследующий мужчин рядом с ней, продолжали будоражить петербургское общество. И когда один поэт решил написать поэму о жизни Авроры Шернваль, вполне «закономерным» оказалось то, что он заболел и умер во время работы над своим произведением.
Подобный пример не редкий. Случаев, подобных этому, можно привести множество — роковые женщины, нехорошие квартиры, гиблые места и тому подобное. Везде будут фигурировать «судьба, злой рок и неотвратимость происходящего». Везде в основе лежит фатализм — вера в то, что события определяются судьбой.
При этом хорошо известны случаи фатализма с положительны подтекстом.
Например, во время войн некоторые солдаты-фаталисты были убеждены в собственной «защищённости» от вражеской пули. Многие из них шли на опасные поступки, совершали подвиги. Про них говорили: «Пуля не берёт» или «В рубашке родился». Что это фатализм? Скорее всего, да. Уверенность этих солдат в том, что пуля не настигнет их на поле боя, действительно «помогала» пуле лететь мимо. Это ещё один из примеров, как фаталистическое отношение к жизни формирует убеждённость, в данном случае — помогает выжить.
Влияние фатализма на культуру
Считается, что традиционный русский менталитет смотрит на жизнь с оптимистическим фатализмом и пассивностью — даже грамматика русского языка приняла пассивные тенденции — мы используем «мне нравится» или «мне нужно» вместо активных конструкций, как, например, в английском языке «I like» или «I need», где есть акцент на «я» как на агенте действия. Человек с подобным менталитетом склонен воспринимать жизнь как нечто происходящее с ним, а не как то, в чем он принимает непосредственное участие. И этот образ мышления радикально отличается от того, как видят свое место в мире западные люди.
Жители Запада склонны думать, что нужно создавать себя и свою жизнь. Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма»
описывает это явление как имеющее корни в протестантской реформации, поскольку различные протестантские религии придерживаются доктрин, поощряющих активный, а не пассивный или фаталистический образ мышления.
Русская культура имеет древнюю историю, которую во многом сформировало русское православие. Даже после десятилетий коммунистического правления влияние православия все еще присутствует. Так что переход в западную религию для типичного русского человека означал бы больше, чем просто отказ от русских православных традиций, — скорее это повлекло бы за собой принятие нового мышления в целом и вызвало множество внутренних конфликтов и противоречий.
Впрочем, даже Ницше, независимо от того, был он ослаблен физическим заболеванием или придавлен интенсивным приступом эмоциональной боли, рекомендовал использовать лекарство, которое он назвал «русским фатализмом». Тот, кто использует такое лекарство, прекращает попытки излечить себя, а просто ложится, принимает свою болезнь и боль и подавляет любую физическую или эмоциональную реакцию. При этом он сохраняет драгоценную энергию и ускоряет выздоровление. Вот как писал об этом Ницше в автобиографии «Ecce Homo. Как становятся самим собой»:
«Если следует что-нибудь вообще возразить против состояния болезни, против состояния слабости, так это то, что в нем слабеет действительный инстинкт исцеления, а это и есть инстинкт обороны и нападения в человеке. Ни от чего не можешь отделаться, ни с чем не можешь справиться, ничего не можешь оттолкнуть — все оскорбляет. Люди и вещи подходят назойливо близко, переживания поражают слишком глубоко, воспоминание предстает гноящейся раной. Болезненное состояние само есть своего рода ressentiment. Против него существует у больного только одно великое целебное средство — я называю его русским фатализмом, тем безропотным фатализмом, с каким русский солдат, когда ему слишком в тягость военный поход, ложится наконец в снег. Ничего больше не принимать, не допускать к себе, не воспринимать в себя — вообще не реагировать больше… Глубокий смысл этого фатализма, который не всегда есть только мужество к смерти, но и сохранение жизни при самых опасных для жизни обстоятельствах, выражает ослабление обмена веществ, его замедление, своего рода волю к зимней спячке. Еще несколько шагов дальше в этой логике — и приходишь к факиру, неделями спящему в гробу… Так как истощался бы слишком быстро, если бы реагировал вообще, то уже и вовсе не реагируешь — это логика. Но ни от чего не сгорают быстрее, чем от аффектов ressentiment. Досада, болезненная чувствительность к оскорблениям, бессилие в мести, желание, жажда мести, отравление во всяком смысле — все это для истощенных есть, несомненно, самый опасный род реагирования…»