Детский церебральный паралич ДЦП это собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес, генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания беременной.
Роль массажа при лечении ДЦП у детей.
Массаж при церебральном параличе детям назначают всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии), массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или судорогах.
Что это за болезнь
ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.
Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.
Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.
Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.
Такие цели, как излечение от заболевания труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается. Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка. Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.
Показания и противопоказания к процедуре
Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:
- повышенный тонус мышечного аппарата;
- снижение уровня роста мышц;
- нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
- плохое общее самочувствие;
- проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
- развитие мышечной кривошеи;
- нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
- дисплазия тазобедренных суставов.
Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:
- аллергия в острой форме;
- грибковое заболевание кожного покрова;
- нарушенная целостность эпидермиса;
- развитие острой респираторной болезни.
Точечный массаж не проводят при:
- сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
- наличии острой сердечной недостаточности;
- нарушенной целостности кожного покрова.
Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.
Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.
Важнейшим условием для достижения положительных результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре. Почему?
1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.
2. Никакой массаж не заменит движение. Даже пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом упражнения или возможно перемешивание.
3. Польза лечебной гимнастики также в обучении ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга, которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных участков, иногда это удается.
Общие рекомендации
Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.
В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.
Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.
Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.
Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.
С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?
Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.
Способы лечения детского церебрального паралича
Среди используемых направлений хорошо зарекомендовали себя следующие:
1. физиотерапевтические методики: бальнео-, свето-, магнито-, гало- и рефлексотерапия;
2. комплексное медикаментозное лечение (ноотропные, нейрометаболические, сосудистые, витаминные и другие лекарственные средства);
3. ортопедическая коррекция;
4. разные виды массажа, который проводится медицинским массажистом по строгим показаниям лечащего врача;
5. лечебная физкультура (ЛФК);
6. динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК);
7. транскраниальная поляризация (ТКМП);
8. иппотерапия (в лечении участвуют специально обученные лошади);
9. диетотерапия и другие санаторно-курортные и реабилитационные методики.
Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.
Основные правила при проведении массажа
1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.
2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.
3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.
4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.
5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.
6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.
Классический массаж при детском церебральном параличе
Приёмы общего массажа для расслабления мышц.
1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными — поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.
2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.
3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка «катают» от себя и к себе, как скалку на тесте.
Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.
1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.
2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах — спина, бедро, ягодицы.
3. Поколачивание, пощипывание.
Сегментарный массаж при ДЦП
Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.
Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).
Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.
Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.
После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.
Точечный массаж при ДЦП
Большинство используемых точек расположены в области сухожилий, то есть в местах наиболее снабжённых рецепторными связями и в местах разветвления нервов.
На изображении:
расположение точек для массажа относительно скелетных мышц. А — расположение точек на передней и наружной поверхности ноги; Б — туловище спереди и сзади; В — задняя и внутренняя поверхности ноги; Г — руки.
Обычно в местах расположения точек, при ощупывании пальцем, чувствуется углубление, а при продолжительном воздействии (например во время массажа) возникают ощущения: ломоты, онемения, покалывания, терпимой боли, жжения. Появление такой реакции может служить подтверждением что точка найдена правильно.
В классической китайской литературе не указаны правила применении точечного массажа при детском церебральном параличе, поэтому задача массажиста во время сеанса, не столько влиять и думать о движении энергии по меридианам сколько стараться нормализовать тонус скелетной мускулатуры. Для этого с помощью массажа надо снизить тонус у напряжённых мышц и увеличить силу у расслабленных.
Массажист работающий с детьми должен знать особенности двигательных нарушений при детском церебральном параличе. Старших детей важно научить фиксировать в сознании ощущения правильно работающих мышц — расслабления или наоборот проявления их функций. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата — произвольного самостоятельного расслабления или напряжения мышц.
У многих детей с ДЦП наблюдаются неестественные позы и расположение конечностей. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.
Точечный массаж станет более эффективен если перед ним выполнить короткий сеанс сегментарного или общего массажа, тепловую процедуру (ванна с водой температуры 38°С). Одновременно в ванной можно провести и сеанс массажа.
Существует 2 самых распространённых метода воздействия на точки, они отличаются между собой интенсивностью, характером и длительностью раздражения.
Тормозной метод
— медленное вращательное движение подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления и задержкой на максимальной глубине с максимальным давлением и постепенным уменьшением давления, палец при этом от кожи не отрывается. Обычно приём повторяется 3 — 4 раза на каждой из выбранных точек. Длительность воздействия на каждую точку 2 — 4 минуты. С помощью этого метода точечного массажа расслабляют мышцы, если расслабление не получается, надо искать другую точку. Наступившее расслабление мышц ощущается пальцем и видно по изменению положения туловища или конечностей.
Возбуждающий метод
— короткое и сильное надавливание в сочетании с прерывистым, глубоким растиранием (штрихованием) и резким отниманием пальца после каждого приёма. Этот приём может выглядеть как прерывистая вибрация. Для увеличения силы мышц и их сокращения рекомендуется использовать 2 — 3 точки, воздействуя на них в течение 2 — 4 минут. Успешное применение возбуждающего метода вызывает рефлекторное сокращение мышц или движение, что важно для развития ослабленных мышц.
Особенности использование точечного массажа у больных раннего возрасте (до 1 года)
Основа информации взята из работы К. А. Семёновой «Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе» (М., 1976).
У этой методики есть 2 основных правила:
1. сеанс массажа выглядит как многократная, по возможности одновременная и двусторонняя стимуляция мышц в ряде точек. Благодаря такому подходу возникает синергичное сокращение мышц и движение, даже без сознательного участия ребёнка, что способствует закреплению правильных движений и поз.
2. точечный массаж обязательно сочетать с приёмами общего классического массажа, который создаёт благоприятный фон для дальнейшего воздействия, а также применять соответствующие физические упражнения или необходимые положения тела ребёнка.
Точечный массаж при отсутствии установочного лабиринтного рефлекса (ребёнок не поднимает голову лёжа на спине и животе)
На изображении:
1 — массаж для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса, 2 — тот же массажный приём только с использованием мяча.
В этом случае рекомендуется выполнять массаж по линиям слева и справа от позвоночника (небольшой бугорок мышц тянущихся вдоль всего позвоночника) на уровне II — VII шейных и I — IV грудных позвонков, помогая ребёнку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывают валик.
Если эффекта от описанного приёма нет, то ребёнка укладывают грудью и животом на большой мяч, выполняют несколько качательных движений, а затем выполняют описанный точечный массаж. При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника, необходимо выполнить точечный массаж по тем же линиям, но уже на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка, а потом на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.
Успешное освоение этого рефлекса зависит от развитых мышц живота, для этого стимулирующим методом массируем точки 51, 52, 53 и приёмом штрихованием (классический европейский массаж) воздействуем по ходу косых мышц живота. Нормально развитые мышцы живота необходимы для освоения вертикального положения тела и полноценного дыхания.
Точечный массаж при отсутствии своевременного появления рефлекса Ландау
Если такой рефлекс не формируется вовремя, то точечный массаж надо использовать как средство стимуляции (увеличения силы) мышц которые отвечают за это действие. Данный навык надо формировать только после успешного освоения лабиринтного установочного рефлекса. Тренировка по формированию данной способности состоит из 2 частей, в соответствии с фазами рефлекса Ландау.
Первая фаза
— разгибание шеи, рук и верхней половины туловища. Для освоения данного движения, ребёнка укладывают на большой мяч лицом вниз и производят точечную стимуляцию мышц тянущихся слева и справа от позвоночника на уровне шейного, грудного отдела и первых 3 поясничных позвонков. Мяч надо немного покачивать и выполнять упражнение перед зеркалом или установив перед глазами, чуть выше головы ребёнка, интересную игрушку, для того чтобы появилось желание выгибать туловище. Рекомендуется выполнить 3 — 4 повторения продолжительностью 30 — 90 секунд.
Вторая фаза
— удерживание выпрямленных ног. Перед выполнением движения надо стимулировать разгибание в тазобедренном суставе и улучшить функцию больших ягодичных мышц. Для этого производится глубокий массаж этих мышц и одновременно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и стимуляции в точках 45, 70, 48, 43.
Для закрепления и контроля 1 фазы рефлекса Ландау ребёнка укладывают на край опоры (стол), чтобы голова и верхняя часть туловища была вне опоры, ноги при этом надо фиксировать. Для закрепления 2 фазы наоборот ноги располагают вне опоры, а фиксируют туловище.
Особенности применения точечного массажа у детей старше 4 лет
1. в этом возрасте дети уже хорошо чувствуют и понимают состояние мышц и суставов;
2. надо учить пациента самостоятельному воспроизведению возникающих во время массажа ощущений расслабленности или наоборот сокращения мышц.
3. в этом возрасте прочнее формируются порочные позы и движения, поэтому требуется более точная диагностика и строго индивидуальный подход при планировании сеанса массажа.
В этом возрасте сеанс массажа можно условно разделить на 4 способа воздействия:
1. местное
— на отдельные мышцы (при диагностики двигательных нарушений и при избирательных приёмах воздействия на мышцы);
2. зональное
— применяется когда надо воздействовать на определённую зону, например область сустава (колено, локоть и так далее);
3. системное
— необходимо для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических проявлений;
4. сегментарное
— применяется самостоятельно или в сочетании с приёмами классического сегментарного массажа для воздействия на сегменты позвоночника влияющие на мышцы определённой части тела (руки, ноги, туловище и так далее).
Планируя сеанс надо определиться с 3 основными характеристиками массажа: способ воздействия (местное, зональное, системное или сегментарное), определения набора точек и метод воздействия (тормозной или возбуждающий).
Выполняя точечный массаж ребёнку старше 4 лет специалист должен преследовать 2 главные цели:
1. диагностика состояния скелетной мускулатуры и суставов;
2. нормализация двигательной активности.
Рассмотрим на примере диагностическое использование точечного массажа.
Использование точечного массажа для диагностики больного с гемипарезом порочного положения руки
При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 на большой грудной мышце, 56 — на предплечье, 57 — у подмышечной впадине на мышцах лопатки, 58 — на дельтовидной мышце. Массировать точки надо в той последовательности которая указана. Иногда после воздействия на точки 50 и 56 плечо становится в среднее положение, тогда остальные точки можно игнорировать.
Если после этого сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то надо использовать точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а — на трёхглавой мышце плеча, 16 — на сгибателях кисти и пальцев, 65 — на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 применяется тормозной метод, а в точке 22а — возбуждающий.
Если после этого ещё остались сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точка 67 (с двух сторон) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6 и 9 воздействие производится последовательно стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применён массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.
В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого сустава дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранилось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет её как ведущее звено порочного положения. Но остаётся ещё выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателе кисти и пальцев или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетание. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как вся рука.
Часто бывают более лёгкие поражение, в которых ведущее порочное звено определяется воздействием на одну мышцу или сустав.
Как видно из примера с помощью точечного массажа можно определить первопричину порочной позы конечностей, такая информация помогает для формирования плана дальнейшего лечения.
Основной принцип использование точечного массажа для лечения детского церебрального паралича заключается в том, что нет единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом. К каждому пациенту надо относиться строго персонально, внимательно наблюдая за его реакцией на массажные процедуры.
Второе правило которое надо учитывать заключается в том, что точечный массаж является одним из компонентов лечения детей и его надо использовать в сочетании с физическими упражнениями, укладками и фиксациями.
Массаж поможет в решении вот этих проблем:
1. задержка влияния ранних тонических рефлексов;
2. нормализация подвижности суставов;
3. нормализация дыхания.
Детский церебральный паралич, безусловно, тяжелый диагноз. Судьба ребенка зависит от активности и знаний родителей в этой области, от своевременности оказанной квалифицированной медицинской помощи. Огромное значение имеет взаимодействие врача и родителей. Реабилитация ребенка с ДЦП — нелегкий процесс, требующий значительных финансовых затрат и огромных эмоциональных усилий.
Тем не менее, в современный условиях, когда общаться и получать образование можно заочно или дистанционно, многие дети и подростки с таким диагнозом (особенно с легкими формами ДЦП) могут быть полноценными участниками школьных и ВУЗовских сообществ (и даже бывают интеллектуальными лидерами). Сегодня много профессий, которые связаны с интернет-сферой и не требуют присутствия в офисе, на рабочем месте — это позволяет полноценно работать и реализовать себя профессионально. Но, повторимся, такой результат возможен только при участии медицинских специалистов и своевременном применении эффективных методик восстановления.
Дополнительные статьи с полезной информацией
Техника движений в классическом детском массаже до 1 года
Оздоровительный детский массаж является очень полезным подспорьер в формировании здорового организма, к тому же технику движений может освоить практически любой взрослый и проводя регулярно процедуры доставлять удовольствие и пользу себе и ребёнку. Читать далее…
Лечебный массаж ног при ДЦП детям.
Особенности детского медицинского массажа
Все движения, которые производит врач во время лечебной процедуры можно сравнить с аналогичными при взрослом массаже. Но кожа ребенка тоньше, а тело и скелет менее устойчивы, поэтому все движения производятся с гораздо меньшей силой или заменены на более мягкие варианты:
- Разминка — выполняется с помощью достаточного энергичных движений пальцами по поверхности кожи, с целью задействовать подкожные мышцы;
- Поглаживание — расслабляющее легкое воздействие, выполнятся круговыми движениями ладоней; оказывает положительное успокаивающее влияние на нервные окончания в тканях, следом расслабляются подкожные мышцы;
- Растирание — выполняется как поглаживание, но более интенсивно; обеспечивает более глубокое воздействие на кожные ткани и мышечный корсет;
- Похлопывание, щипки — наиболее активно влияют на мышцы; также выполняется вибрация при помощи зажимов, надавливаний в определенных точках тела.
Делать лечебный массаж должен только врач-специалист на дому или в поликлинике. При отсутствии подготовки можно выполнять процедуру только на уровне поглаживания, легкого растирания. Так можно снять напряжение с мышц, избежать опасности нечаянно травмировать ребенка.
При выполнении лечебного медицинского массажа необходимо соблюдать следующие правила:
- Покормить ребенка не менее, чем за 40 минут до сеанса, после процедуры есть можно только через полчаса;
- Пользоваться маслом или специальным кремом для смягчения кожи, увеличения ее эластичности;
- На руках не должно быть длинных ногтей или украшений — колец, браслетов, которые могут травмировать кожу;
- Лучше начинать курс не раньше 1-2 месяцев; рекомендуется проводить 3-4 курса с интервалами, по 8-10 занятий в каждом;
- Для детей продолжительность процедуры составляет не больше 5-20 минут, в зависимости от возраста.
Делать лечебный массаж можно только если ребенок находится в спокойном, расслабленном состоянии. Если есть признаки тревоги, напряжения, стресса, малыш кричит или плачет, медицинская процедура не принесет пользы и будет только во вред. Если массажист незнакомый, лучше предварительно дать ребенку несколько минут, чтобы привыкнуть к новому человеку и освоиться в его обществе.
Массаж рук при ДЦП ребенку.
Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки, пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе. Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и зафиксированными пальцами.
Массаж спины и живота
Исходное положение малыша – на животе. Начните упражнения с легкого поглаживания позвоночника (удерживайте расстояние в 2 см). Направьте движения от ягодиц к голове и обратно. Продолжите процедуру, используя массажные движения. Уделите особое внимание лопаточной зоне.
Выполните легкие поглаживания спины. Разотрите верхний край трапециевидной мышцы, медленно направляясь к затылку. Разомните мышцы спины, выполняя разминание области вдоль позвоночника. Плавно перейдите на лопатку, закончите движения мягкой вибрацией всей спины целиком.
Переверните ребенка и начните массаж живота. Выполните кольцевые поглаживания ладошкой. Помассируйте живот по косым мышцам. Уделите внимание груди, используя медленные кругообразные движения ладонями. Разотрите грудь, живот и бедра спиралевидными движениями, используя подушечки двух-четырех пальцев.
При выполнении упражнений не надавливайте на живот. Все движения должны быть осторожными. Внимательно следите за самочувствием малыша – ему не должно быть больно.
Какой массаж при дцп делается детям?
Основной вид массажа это классический, также добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.
Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.
Иные методы терапии
Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.
Основными задачами терапии паралича выступают:
- стимуляция больного к самообслуживанию;
- профилактика развития патологий позвоночника;
- восстановление речевой функции и нормального психоэмоционального состояния.
Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);
В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.
Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.
В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.
Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.
Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?
Каким-то элементарным приемам массажа и гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором были оставлены на прежнем курсе.
Могут ли родители массировать деток
Массаж для маленьких деток можно делать уже почти сразу после рождения, как только заживет их пупочная ранка. Причем, родителям не нужно бояться того, что они никогда не посещали курсы детского массажа, так как в большинстве случаев они не только могут массировать своих малышей, но и должны это делать. К таким видам массажа относятся:
- Общеукрепляющий массаж для деток до года, который улучшит их иммунную систему и укрепит костную и мышечную ткани.
- Массаж для грудничков, который позволит устранить постоянно возникающие боли от коликов.
- Массаж слезного канала, который помогает при их временной закупорке или развитии конъюктивита.
- Массаж при бронхите, который облегчит кашель ребенка и поспособствует скорейшему отхаркиванию мокроты.
Однако в некоторых случаях мамам и папам все-таки придется пройти курсы детского массажа, которые проводятся во многих медицинских центрах, чтобы суметь правильно выполнить эту процедуру. Такое требуется, если ребенок страдает от ДЦП, пареза Эрбы, сколиоза, пупочной грыжи, плоскостопия, патологии нервной системы, дисплазии и гипотонуса или гипертонуса. Но еще лучше с такими диагнозами посещать настоящего квалифицированного массажиста, который сможет сделать ребенку массаж в самом лучшем виде, что позитивно скажется на его здоровье.
Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?
Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.
Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?
Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.
Возраст ребенка в реабилитации играет важную роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к движению.
Специалисты нашего центра проводят массаж для детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните +79266057470.
Детский церебральный паралич: диагноз и перспективы
Делимся с друзьями и коллегами |
Мой канал в Яндекс Дзен Профилактика лучшее лекарство
Навигация по странице: Способы лечения ДЦП Классический массаж Сегментарный массаж Точечный массаж Массаж до 1 года Массаж после 4 лет
Детский церебральный паралич (ДЦП) — диагноз, пугающий подавляющее большинство родителей, в то время как реабилитация такого ребенка, введение его в детский коллектив и нормальное общение со сверстниками возможно во многих случаях. Успешное лечение детей с таким диагнозом проводится в амбулаторных, стационарных и санаторно-курортных условиях, этим маленьким пациентам необходима помощь многих медицинских специалистов — невролога и педиатра, психолога, логопеда и дефектолога, физиотерапевта и массажиста и других. Основа успешного восстановления, как считают врачи, — это ранее начало лечения и активное включение в процесс родителей, их вера в выздоровление малыша, а также многоообразие и своевременность применяемых медицинских методов.
Вследствие массового заблуждения среди обывателей диагноз ДЦП воспринимается как приговор, в то время как среди маленьких пациентов с этой неврологической патологией всего около 10% детей с так называемым истинным ДЦП. В этом случае говорят о врожденном заболевании, когда мозг ребенка необратимо поражен еще внутриутробно, в результате воздействия различных факторов (в такой ситуации речь о нормальном психическом и физическом развитии не идет):
1. генетических (наследственные болезни),
2. физических (радиация, рентгеновское и электромагнитное излучение),
3. токсических (ядов и производственных высокотоксичных веществ, а также некоторых лекарственных препаратов, которых, к слову не так уж и мало),
4. тяжелой родовой травмы, в большинстве случаев несовместимой с жизнью.
В соответствии с данными статистики разных стран, до 80% детей с диагнозом ДЦП страдают такой формой заболевания, при которой сохранен интеллект и все ведущие (когнитивные) функции мозга — способность к познанию, мышлению, речи, обучению. Для таких детей имеется возможность реабилитации, развития и социальной адаптации.
Безусловно, жизнь ребенка с детским церебральным параличом, как и жизнь всей семьи — это особенный распорядок, в котором ведущее место уделяется лечебным и восстановительным мероприятиям. При раннем начале медицинской реабилитации (в возрасте до 5 лет) удается добиться высоких результатов лечения в 80% случаев. Чем старше становится ребенок, тем меньше шансов на полноценное восстановление, но они все равно сохраняются — все зависит от интенсивности и длительности применяемых методик.
При ДЦП наблюдаются нарушения функций опорно-двигательной системы (что связано с поражением определенных зон в головном мозге), которые могут проявляться в разной степени: от легкой — когда ребенок может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, при этом отмечается принужденность движений, ломаная походка, неестественность поз и пр.; до тяжелой — когда ребенок может передвигаться лишь при помощи сложных ортопедических конструкций, либо навыки хождения и прямостояния не сформированы вовсе.
В двигательном развитии детей с ДЦП наблюдаются следующие особенности:
1. сохранение безусловных двигательных рефлексов (хватания, ползания/отталкивания), не характерных для нормально развивающегося ребенка, что впоследствии тормозит формирование произвольной моторики (и свидетельствует о поражении двигательных зон в ЦНС);
2. задержка развития двигательной активности (удерживание головки, перевороты со спины на бок и живот, с живота на спину, сидение, ползание и пр.).
В интеллектуальном развитии детей с ДЦП можно отметить следующее: детский церебральный паралич является непрогрессирующей патологией, то есть с течением времени не происходит усугубление имеющихся поражений в центральной нервной системе, однако, если ребенок при сохранном интеллекте не получает достаточного развития, происходит регресс интеллектуальных способностей. Именно поэтому важно уделять особенное внимание образованию такого маленького пациента. Сегодня разработано множество методик, позволяющих получать отличные результаты обучения, компьютерные программы, способствующие развитию детей с ДЦП (в том числе с задержкой речи). В некоторых странах Европы, США, Канаде применение таких программ позволяет ребенку посещать обычную школу и без особенных проблем общаться со сверстниками.
Основные методики
Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.
Детский массаж для языка
Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.
- По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
- Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
- По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
- Повторить то же самое круговыми движениями.
- Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
- Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.
Детский массаж для лица
Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:
- В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
- Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
- Провести щипковые движения по тем же местам.
Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.
Детский массаж для рук
Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.
Последовательность действий:
- Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
- Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
- Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
- Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
- Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
- Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.
Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.