Тревожность в психологии это что такое? Определение, виды

Определение тревожности в психологии

Впервые определение тревожности было дано австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом.

image

Он называл тревожностью различные по силе эмоции и чувства, связанные с:

  • беспокойством;
  • нервозностью;
  • неопределенностью;
  • беспомощностью.

Сегодня тревожность психологи относят к 2-м категориям понятий – эмоции и свойству личности. Как эмоцию тревожность испытывают все люди. Она помогает пережить ту или иную ситуацию и приспособиться к жизненным реалиям.

Тревожность как черта характера может проявляться в чрезмерном переживании по любому поводу и зачастую мешает индивиду жить полноценно и развиваться.

В психологической науке тревожность имеет негативный оттенок. Человеку, часто пребывающему в состоянии тревожности, свойственно ожидать чего-то нехорошего, страшного, оказывающего отрицательное воздействие на его жизнь. Тревожность нередко сравнивают и путают со страхом, однако это не совсем корректно.

Эмоция страха возникает у человека обычно по отношению к какому-то конкретному объекту, а тревожность достаточно беспредметна и скорее сопоставима с дурным предчувствием.

Нормальный уровень тревожности носит временный характер и человек может легко справиться с ним самостоятельно. При повышенной тревожности могут развиваться депрессии, панические атаки и иные душевные расстройства, что существенно снижает качество жизни.

Симптомы

Тревожность находит свое выражение, как на эмоциональном, так и на физическом уровне.

Тревожность в психологии имеет свои проявления.

У разных людей симптомы тревожности будут проявляться в той или иной мере, но в целом для большинства людей характерна как душевная подавленность, так и ухудшение состояния на физиологическом уровне.

Эмоциональные

Тревожась, человек может ощущать целый спектр различных эмоций, таких как:

  • непонятные опасения;
  • дурные предчувствия;
  • ожидание беды, несчастья;
  • плохое подавленное настроение;
  • негативные мысли;
  • депрессивное состояние;
  • непонятный страх;
  • душевный дискомфорт;
  • ощущение как будто нет возможности «найти себе место»;
  • чрезмерную требовательность к себе, критичность;
  • невозможность полностью расслабиться даже во сне.

Физические

Из-за тревожности происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет за собой изменения на телесном, физическом уровне и выражается в изменениях в работе внутренних органов.

В большинстве случаев тревожность сопровождается:

  • повышенной потливостью;
  • тахикардией;
  • учащенным дыханием;
  • ощущением кома в горле;
  • общей слабостью;
  • сухостью во рту;
  • мышечной напряженностью;
  • расстройством пищеварения (метеоризм, диарея);
  • изменением тона лица (краснота, бледность);
  • головной болью;
  • трудностями с засыпанием, бессонницей.

Помимо этих признаков тревожность можно распознать по некоторым поведенческим реакциям:

  • постукивание пальцами или предметами по столу;
  • облизывание и закусывание губ;
  • постоянное одергивание одежды на себе;
  • сжимание ладоней в кулаки;
  • частые прикосновения к лицу, волосам.

Психологический портрет тревожного человека

Тревожно-мнительных личностей гораздо больше среди представительниц прекрасного пола. У женщин эмоции чаще берут верх над разумом, что мешает им действовать с холодной головой.

Основными особенностями усредненного портрета тревожного человека будут являться:

  • неуверенность в своих силах, безынициативность, робость из-за чего они ощущают безысходность и опасаются критики;
  • высокая степень мнительности и суеверности;
  • боязнь повторения пережитого негативного опыта, так как он их страшит, и они опасаются повторения подобных событий;
  • неумение сдерживать панику и приступы агрессии;
  • убежденность, что он не интересен противоположному полу;
  • тушевание и растерянность в присутствии человека, который имеет более высокий социальный статус, чем они;
  • чувствительность и впечатлительность;
  • боязнь нанести своими действиями вред окружающим;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • склонность преувеличивать свои недостатки, заниматься самокритикой.

В то же время люди подобного типажа обладают рядом положительных черт, которые располагают к ним других:

  • доброта;
  • мягкость;
  • отзывчивость;
  • обязательность;
  • вдумчивость;
  • осторожность.

На уровень тревожности в значительной степени оказывает влияние темперамент человека. Больше от повышенной тревожности страдают меланхолики, а меньше всего — сангвиники и холерики.

Как избавиться от тревожности

Повышенная тревога поддается коррекции. Победить ее самостоятельно трудно, но возможно.

Методы саморегуляции:

  • переключение – «это случится завтра, сегодня я об этом думать не буду, а схожу с друзьями в кино»;
  • снижение значимости – «это всего лишь тестирование, я хорошо знаю материал, уверен в своих силах»;
  • получение дополнительных сведений – если предстоит визит по незнакомому адресу, по карте ознакомьтесь с нахождением дома, найдите ориентиры;
  • физическая нагрузка – это лучшая профилактика тревожности, так как повышает работоспособность мозга, способствует выработке новых идей.

Эти техники помогут побороть приступ тревоги.

При тревожно-депрессивном синдроме, когда наблюдаются регулярные рецидивы панических атак, требуется вмешательство психиатра и невролога. Они назначат седативные препараты или антидепрессанты.

Подробнее о способах борьбы с тревожностью →

Почему возникает тревожность?

Тревожность в психологии – это высокая эмоциональная возбудимость человека, характеризующаяся чрезмерным переживанием и мятежностью. На возникновение тревожности влияет целый спектр причин.

Большая часть ученых сходятся во мнении, что на развитие излишней тревожности влияет сочетание социальных факторов и врожденные особенности функционирования нервной системы.

Среди них:

  • наследственность;
  • слабая нервная система;
  • семейное неблагополучие, пребывание в социально-опасном положении в детском возрасте;
  • серьезные жизненные испытания, частые стрессы;
  • соматические (телесные) болезни;
  • хроническая усталость, вызванная необходимостью много работать;
  • низкая самооценка;
  • трудности в построении коммуникации, межличностные конфликты;
  • низкая физическая активность;
  • злоупотребление алкоголем.

Причины тревожности

У психологов нет единой теории происхождения чувства повышенной тревоги. Решающую роль играет сочетание врожденных психологических особенностей индивида с воздействием социальных и психологических факторов.

Основные причины тревожности:

  • наследственные особенности психики;
  • негативное влияние внешней среды и неправильное воспитание в детстве;
  • соматические заболевания;
  • конфликты и неприятности в межличностных отношениях;
  • недостаток физических нагрузок и отсутствие полноценного отдыха;
  • низкая самооценка;
  • стрессы и негативный опыт в прошлом.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Виды тревожности

Тревожность может возникать в силу различных причин и обстоятельств, в связи с этим в психологии существует несколько классификации этого состояния.

В зависимости от сферы возникновения выделяют такие виды тревожности как:

  • ситуативную – когда неприятные чувства возникают при необходимости принятия решения;
  • социальную – когда мысли о предстоящем общении с иными людьми беспокоят человека;
  • межличностную – возникает при наличии конфликтов;
  • учебную – связана с переживаниями за то, как пройдет экзамен, получиться ли успеть подготовиться по тому или иному предмету;
  • личностную – возникает из-за завышенных ожиданий от самого себя, дисбалансом между понятиями «хочу» и «могу».

По степени влияния на поведение индивида тревожность может быть:

  • адекватной – соизмеримой с возникающими жизненными трудностями и проблемами;
  • неадекватной – когда тревога проявляется неуместно обстановке и человек зря переживает, чрезмерно опасаясь за исход чего-либо. Например, когда малейшая простуда вызывает сильную обеспокоенность и ожиданием, что непременно разовьются серьезные осложнения.

По уровню выраженности тревожность можно разделить на:

  • повышенную – проявляется в высокой степени тревожности, мешающей нормальной жизнедеятельности человека. Схожа с неадекватной тревожностью, так как выражается в чрезмерно беспокойной и болезненной реакции на ситуации, которые не несут негативных последствий;
  • умеренную (оптимальную) – она соразмерна происходящим жизненным событиям и не вводит человека в панику, как повышенная тревожность, но и не оставляет равнодушным, что позволяет наиболее эффективно мобилизовать функции организма, которые необходимы;
  • минимальную – характеризуется отсутствием у человека адекватной оценки происходящих событий, когда он недооценивает серьезность и опасность свих деяний, каких-то событий. Такой уровень тревожности нередко наблюдается у подростков, которые, рискуя жизнью, проникают в опасные места, а также у социально неблагополучных родителей, которые оставляют своих детей одних и исчезают из дому, не оставив им еды и питья.

По степени воздействия на волю индивида тревожные ощущения можно разделить на:

  • мобилизующие – побуждающие человека действовать и вести себя более активно, что позволяет решить проблему с меньшими потерями;
  • тормозящие – когда уровень тревоги столь высок, что человек будто впадает в ступор и не видит выхода из сложившейся ситуации.

Отдельно более подробно стоит рассмотреть личностную и ситуативную тревожность.

Личностная тревожность

Данный тип тревожности может отмечаться у некоторых людей вне зависимости от происходящих вокруг событий и обстоятельств. Можно сказать, что человек, испытывающий личностную тревожность, всегда находится в какой-то степени в напряжении, вне зависимости хорошо у него идут дела или плохо.

Для него характерно всегда воспринимать окружающий мир как потенциально опасный и угрожающий. Живя в постоянном ожидании наступления негативных событий человек с тревожностью личностного типа постоянно напряжен, что отражается на его состоянии и работоспособности не лучшим образом.

Также источником тревоги такого типа может быть неудовлетворенность самим собой, когда индивид имеет низкую самооценку и любое совершаемое им действие заставляет сомневаться в его правильности, уместности и разумности. Такая дисгармония мешает избавиться от тревоги и доставляет человеку множество неприятностей.

Ситуативная или реактивная тревожность

Ситуативная или реактивная тревожность связана с возникающими чувствами нервозности, беспокойства, напряжения, озабоченности в ответ на происходящие события.

Данная реакция нормальна, если она не парализует деятельность человека, и он сохраняет способность, справляясь с тревогой, мобилизовать ресурсы и решить ту или иную жизненную задачу.

В случае же если имеет место неадекватная реакция, когда человек драматизирует и преувеличивает т серьезность той или иной проблемы, то это значительно снижает его потенциал справляться с жизненными трудностями и может приводить к снижению самооценки, подавленности, депрессии.

Тревожность у детей: что делать?

Тревожность возникает у детей, которые находятся в постоянной стрессовой среде дома, наблюдают приступы тревоги у родителей, близких, или подвергаются постоянному давлению. В книгах об эмоциональном поведении говорится, что тревожность у детей возникает в таких ситуациях:

  • Повышенные требования со стороны родителей или школы. Например, когда родители (учителя) хотят, чтобы ребенок был успешен во всех сферах и ругают его, когда это не так. У детей появляется страх не оправдать ожидания, которые на него возлагают. Дети вырастают, а страх не добиться успеха остается. Так и зарождается тревожность.
  • Унижение в семье. Так с детства формируется неадекватная самооценка. Ребенок воспринимает себя хуже других, ведь такое мнения ему внушили родители или близкие. Формируются комплексы, которые в будущем перерастают не только в тревожные опасения, но и имеют более значительные последствия.
  • Манипулирование. Часто родители могут использовать запугивания, чтобы повлиять на поведение ребенка. Например, родители говорят, что отдадут ребенка в детдом или пугают фобиями. Такой метод не всегда действенный, а главное может нанести вред психологическому состоянию ребенка.

Тест на тревожность

Тревожность в психологии – это повышенный уровень переживания за что-либо, который может быть умеренным, повышенным или пониженным. Для определения степени тревожности рядом психологов были разработаны специальные тесты. Одним из них является тест Спилбергера-Ханина.

Диагностика осуществляется при помощи тестового блока, состоящего из 2-х частей, каждая из которых включает по 20 утверждений.

Первая часть помогает выявить ощущения человека в текущий настоящий момент, а вторая – определяет обычное состояние человека.

По каждому вопросу необходимо выбрать один ответ из четырех. Такой подход позволяет оценить степень тревожности в конкретный момент, выявить постоянный её уровень присущий личности.

Полученные за ответы баллы ранжируются по определенной шкале:

От 20 до 30 Тревожность понижена
От 31 до 44 Тревожность умеренна
От 45 до 80 Тревожность повышена

Что такое шкала тревожности?

Тревожность в психологии – это чрезмерное волнение и нервозность, которую испытывает индивид в силу особенностей своего характера. Определение уровня тревожности помогает человеку лучше понять себя и корректировать свое поведение.

Помимо тестов Спилбергера-Ханина степень тревожность можно узнать по тест-опроснику американского психолога Джанет Тейлор. Данное тестирование включает 60 вопросов и подходит как для группового, так и для индивидуального обследования людей.

В зависимости от набранных баллов уровень тревожности испытуемого человека по особой шкале относят к одной из групп:

  • крайне повышенная тревожность может свидетельствовать о развитии психического заболевания. Человек с таким уровнем тревожности переживает всегда и не может нормально взаимодействовать с людьми, вести активную социальную жизнь. Помимо эмоциональных переживаний такая высокая степень тревоги находит своё выражение и физиологически – в повышенном потоотделении, метеоризме, слабости, учащении дыхания и сердцебиения;
  • высокая тревожность – люди с такой степенью тревожности очень эмоциональны, не могут спокойно воспринимать критику, опасаются высказывать своё мнение. В стрессовых ситуациях их работоспособность сильно снижается. В некоторых ситуациях могут наблюдаться отдельные физиологические проявления тревожности. Существенно снизить напряжение помогает признание, похвала. В данном уровне тревожности необходимо следить за своим состоянием, учиться справляться со стрессовыми ситуациями и блокировать тревожные мысли, в противном случае высоки риски развития психосоматических болезней.
  • средний уровень тревожности (с направленностью в сторону высокого) – в целом при данном уровне тревожности характерно умеренное проявление беспокойства, но в некоторых ситуациях возможного его беспричинное появление;
  • средний уровень тревожности (с направленностью в сторону низкой) – такие люди испытывают тревогу только в тех случаях, когда для этого действительно есть повод. Они достаточно уверенны в себе, спокойно реагируют на критику, могут высказывать и отстаивать своё мнение;
  • низкая тревожность – возникает при некоторых психических заболеваниях, у мало эмоциональных людей, а также при аморальном образе жизни. В момент истинной опасности, при угрозе собственной жизни и здоровью, такие личности способны испытывать страх и напряжение.

Психологические теории и школы

Тревогу в психологии изучали на теоретико-методологической основе исследований отечественных и зарубежных психологических теорий и концепций Т.Ю. Артюхова, Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, А. М. Прихожана, Ч. Спилбергера.

Их вклад в развитие понятия тревоги в психологии заключался в построении компенсаторных стратегий, позже их назвали невротическими потребностями индивидуума.

Наиболее известные среди них – потребность в привязанности, способность к борьбе и одиночеству. Именно эти постулаты необходимы для формирования здоровой психики во избежание развития чувства неполноценности и обеспокоенности.

Более поздние теории представили В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон в изучении уровней и индикаторов тревожности. А в материалах по развитию личности приняли участие Т.В. Анохина, Е.В. Бондаревская, Г.К. Селевко, которые дали возможность корректировать уровень тревожности посредством учебной дисциплины.

При изучении проблемы тревожности в подростковом возрасте необходимо рассматривать учения А.И. Захарова, который описывал понятие тревоги как неопределенное чувство беспокойства, имеющее свои мотивы предвосхищения неприятности.

Психолог выдел в чувствах страха и тревоги общий компонент – восприятие угрозы и отсутствие минимального уровня безопасности. В результате – тревога является сигналом опасности, а страх – ответная реакция на возбудитель.

В свою очередь А.И. Захаров разделил понятия тревоги и страха на две самостоятельные локации, утверждая, что тревожность считается социальной нормой, а страх возникает на уровне инстинктов. В дальнейшем работы В.А. Лабунской, К. Рудестама, Д.И. Донской позволили подобрать техники для проектирования когнитивных тренингов для устранения тревожности студентов.

Различные аспекты тревожности рассматривали зарубежные ученые S., Freud, J. Taylor, H.S. Sullivan, H. Eysenck, R. May, Ch. Spielberger, I. Sarazon и др. Их вклад в отечественную психологию заключается в рассмотрении чувства тревоги среди школьников от 6 до 18 лет.

По мнению доктора Салливана личностная характеристика человека отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Тревожность – это угроза проявления «Я» как на физическом, так и эмоциональном плане, поэтому является основной причиной развития нормальной адаптации школьника в социуме.

Как преодолеть тревожность?

Тревожность в психологии – это беспокойное душевное состояние, заключающееся в нервном ожидании плохого исхода событий, неприятностей, беды. С повышенной тревожностью следует пытаться бороться, так как она может существенно влиять на жизнь.

В некоторых случаях люди в состоянии сами справиться с повышенной тревогой, а в некоторых им требуется помощь специалиста.

Медикаментозная терапия

При более легкой форме, когда тревожность беспокоит эпизодически, могут назначаться всем известные седативные препараты – настойка валерианы, пустырника.

При высокой степени тревожности, которая ярко проявляется, не только эмоционально, но и физиологически, должна быть назначена медикаментозная терапия – прием антидепрессантов, транквилизаторов.

Прием таких серьезных лекарств должен осуществляться под контролем врача, так как их хаотичное применение и резкая отмена может усилить тревожное расстройство и обострить ситуацию.

Самоанализ и самопомощь

Большинству людей, которые осознают свою проблему чрезмерной тревожности, под силу помочь себе самостоятельно.

Для этого необходимо расслабиться, погрузиться в собственные переживания и мысли и откровенно ответить себе на такие вопросы:

  • какие жизненные моменты вызывают тревогу и опасения;
  • разрешимы ли они;
  • есть ли возможность обратиться к кому-либо за помощью;
  • что в данный момент может помочь вернуть состояние покоя и безопасности;
  • как можно этого достичь.

При самостоятельной проработке тревожности очень эффективно самовнушение, медитации, прослушивание расслабляющих звуков и мелодии, занятие любимым делом, которое всегда приносило состояние умиротворения и успокоения ранее.

Смена жизненной ситуации

Иногда тревожность может развиться вследствие длительного пребывания в стрессовой ситуации и достаточно выйти из нее, чтобы все беспокойство и страхи улетучились.

Однако порой подобные изменения требуют кардинального перестроения жизни (развода, смены рода деятельности), что может вести к появлению новых проблем и усилению тревожности.

Например, решение уволиться с работы может помочь устранить фактор тревоги, связанный с испытываемым там стрессом, но в то же время остро встанет финансовый вопрос нехватки денег, который также вызывает опасения. Поэтому не всегда человек может в один момент выйти из затруднительной тревожной ситуации.

Понизить уровень тревожности, не меняя кардинально свою жизнь, можно при помощи:

  • спорта – регулярные физические нагрузки способствуют снижению напряжения и улучшению настроения;
  • разнообразия в общении и досуге – важно иметь возможность общаться с близкими по духу людьми, с которыми можно приятно проводить время, ходить в кино, устраивать пикники и вечеринки;
  • изменения режима отдыха – иногда стоит позволить себе высыпаться и при этом запретить на ночь думать о тревожащих моментах. Здоровый крепкий сон положительно влияет на психику и повышает стрессоустойчивость.

Психологи считают, что тревожность это абсолютно нормальная эмоция, присущая в той или иной мере каждому человеку. Повышенная тревожность может мешать человеку в повседневной жизни.

Низкий уровень беспокойства ведет к беспечности и безответственности. Умеренная тревожность помогает трезво оценивать ситуацию и мобилизовать внутренние ресурсы, тогда, когда это действительно необходимо.

Понятие и сущность тревоги

Понятие «тревога» было введено в науку выдающимся австрийским психиатром З.Фрейдом в 1925 году [17, 30]

В современной психологии понятие тревоги окончательно не определено. Одни авторы считают, что тревога – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [30], другие понимают под данным термином «ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства» [27], третьи – «смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения, беспокойства» [47] или «состояние, которое проявляется ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности» [20, 31]. Наиболее подробным представляется определение тревоги, предложенное Е.П. Ильиным, согласно которому тревога представляет собой «эмоциональ­ное состояние острого мучительного бессодержательного беспокой­ства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-либо важного, значительного для че­ловека в условиях неопределенности» [18].

Общим для большинства определений тревоги является, во-первых, то, что данную эмоцию (ощущение, состояние и т.д.) относят к отрицательным, т.е. вызывающим психологический дискомфорт, и стеническим, т.е. порождающим определенное нервно-психическое напряжение. Во-вторых, практически все авторы указывают на то, в отличие от страха, представляющего собой эмоциональную реакцию на конкретную опасность, тревога не имеет четко обозначенного объекта, на который она направлена: «Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональ­ной реакции, которая обычно рассматривается как «беспредметная», по­тому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны» [17]; «Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с опре­деленным объектом, который оценивается как безусловно опасный. У тревоги же нет четкого и конкретного повода для возникновения. Это вероятностное переживание неудачи («а вдруг…»)» [18]. В связи с неопределенностью, отсутствием объекта, для тревоги так же характерно чувство неуверенности и беспомощности человека перед лицом неясной угрозы [32].

По мнению Р.Мэй, тревога является одним из трех способов реагирования человека на опасность, являющихся одновременно стадиями реагирования: «Первый способ представляет собой реакцию испуга, врожденную рефлекторную реакцию; второй – это тревога, недифференцированная эмоциональная реакция; третий – страх, дифференцированная эмоциональная реакция … Тот же порядок можно наблюдать в реакциях взрослых на стимулы, свидетельствующие об опасности, например, на неожиданный выстрел. Сначала возникает реакция испуга. Затем, когда человек осознает опасность, но не понимает, откуда был сделан выстрел и не является ли он сам мишенью, возникает реакция тревоги. И уже потом, если человек способен определить источник выстрела и пытается спрятаться от потенциальной пули, его реакцию можно назвать реакцией страха» [32].

Существует так же точка зрения о том, что «в отличие от страха, являющегося биологической реакцией на конкретную угрозу, тревога часто понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Таким образом, … тревога понимается как переживание возможности фрустрации социальной потребности» [18].

Следует отметить, что, поскольку, как и любая эмоция, тревога связана с потребностями человека, а преобладающие социальные потребности у каждой личности различаются, то и поводы для тревоги, связанной с социальными потребностями, у каждого человека индивидуальны [32].

Тревога проявляется не только на психологическом, но и на физиологическом и поведенческом уровнях. Среди физиологических проявлений тревоги отмечают учащенное сердцебиение и дыхание, тремор, потливость, диарею, мышечное напряжение [31], увеличение минутного объема циркуляции крови, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности [30] и т.п. Поведенческие проявления тревоги особенно отчетливо выражены у детей: для них характерны беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при измене­нии ситуации [17] и т.п.

Физиологические проявления тревоги обусловлены ее биологическим значением, т.к., как и другие врожденные эмоции, тревога способствует приспособлению (адаптации) организма к среде: «Эмоция тревоги выполняет функцию сигнализации об опасности или неудачи в будущем и побуждает организм к поиску и конкретизации этой опасности» [47].

У животных в ситуации неопределенной угрозы возникает реакция, аналогичная реакции тревоги у человека: «Говард Лиделл … утверждает, что животные не испытывают тревоги в «человеческом» значении этого слова, но у них существует одно состояние, подобное тревоге, которое можно назвать словом настороженность. Когда животное оказывается в ситуации потенциальной опасности … оно становится осторожным и … как будто постоянно задает вопрос: «Что это?». Такая настороженность предполагает подозрительное отношение к окружающему (поскольку животное не знает, откуда придет опасность) и готовность действовать, но пока у этого действия нет определенного плана. Очевидно, что такое поведение животного подобно человеческой тревоге, сопровождающейся неясным предчувствием неопределенной опасности» [32]. Реакция настороженности у животных и реакция тревоги у людей являются в целом аналогичными друг другу проявлениями инстинкта самосохранения.

И у животных, и у человека подобные реакции возникают, в том числе, в условиях перемен, поскольку в любых новых, незнакомых, неизведанных ранее ситуациях возможно наличие какой-либо угрозы. Данная закономерность распространяется даже на изменение условий в лучшую сторону [32].

Несмотря на биологическую целесообразность реакции тревоги, она может играть и негативную роль в процессе адаптации: «Тревога … помогает нам действовать в угрожающих ситуациях более эффективно. Однако слишком интенсивная, не поддающаяся контролю тревога может проявляться как ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности и блокировать целенаправленную деятельность или делать ее неэффективной» [47].

Понятие тревоги тесно связано с понятием стресса. Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) ввел в науку американский физиолог У.Кэннон (1927) для обозначения реакций, возникающих в организме человека и животных в ответ на воздействие несущего угрозу стимула [35]. По мнению Кэннона, отвечая на возникшую опасность, организм использует две стратегии: борьбу или бегство (flight or fight), каждая из которых сопровождается отрицательными эмоциями. По мнению Кэннона, такие эмоции «биологически оправданы, полезны. Они подготавливают организм к тому, чтобы мышцы работали на всю мощность в случае физического противоборства или спасения бегством. В кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее и одновременно повышающий артериальное давление, учащается дыхание, повышается содержание в крови сахара, перераспределяется кровоток – все это способствует большему обеспечению мышц кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия, чтобы человек мог быстрее оказать сопротивление или убежать» [16, с.16].

В дальнейшем известный ученый Ганс Селье (1936), развивая данную теорию, ввел синонимичное стрессу понятие общего адаптационного синдрома, являющегося универсальным ответом организма, набором типичных реакций организма в ответ на различные неблагоприятные воздействия среды. При этом данный ответ организма является однотипным и не зависит от того, какой именно раздражитель на него воздействует. Общий адаптационный синдром «был назван общим, поскольку вызывался обстоятельствами, приводящими к изменению в организме в целом; адаптационным – так как, с точки зрения Г.Селье, имел приспособительное значение, мобилизуя ресурсы организма в тяжелых условиях; и синдромом, «потому, что его отдельные проявления координированы и отчасти взаимосвязаны» [35].

В современной науке под психологическим стрессом понимается адаптивная реакция организма в ответ на сверхсильные раздражители, «несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д.» [44, с.596].

Типичная стрессовая реакция, согласно результатам исследований отечественного физиолога Г.И.Косицкого (1970), в своей закономерной динамике имеет 4 этапа [16]:

  1. Стадия активации (фаза тревоги, или аларм-реакция по Селье). Сопровождается приливом сил, повышением умственной и физической работоспособности. На этом этапе стресс играет положительную роль, помогая человеку мобилизовать свои резервные возможности для преодоления возникшей перед ним проблемы. Именно на этой стадии, в первую очередь, человек испытывает чувство тревоги.
  2. Стадия стенических, «активных» эмоций (фаза резистентности). Если проблем не разрешается, наступает вторая стадия. Как правило, она сопровождается раздражением, гневом, различными проявлениями агрессивности.
  3. Стадия астенических, «пассивных» эмоций (фаза истощения). Если стрессор продолжает воздействовать, у человека «опускаются руки», возникает переживание неудачи, зачастую сопровождающееся тоской и депрессией.
  4. Стадия срыва, невроза. Стресс перерастает в болезнь (неврозы и психосоматические заболевания, затрагивающие наиболее уязвимые органы). Симптомы, возникающие на четвертом этапе, являются не столько проявлениями стресса, сколько его последствиями.

Значение стресса, несмотря на его биологическую целесообразность, может быть как положительным, так и отрицательным: «Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции» [27]. Таким образом, тревога умеренной интенсивности и длительности (адаптивная тревога) является полезной для жизнедеятельности человека, но чрезмерная интенсивность и длительность тревоги (дезадаптивная тревога) оказывают, напротив, неблагоприятное воздействие на организм и психику человека [30].

Существование дезадаптивной тревоги объясняется тем, что современные условия жизнедеятельности человека отличаются от тех условий, в которых возникала и закреплялась приспособительная реакция тревоги эволюционных предшественников человека: «Нашим животным предкам ситуации, приводящие к застойным отрицательным эмоциям, встречались крайне редко: все кон­фликты быстро кончались уничтожением со­перника, собственной гибелью или бегством. К тому же при любом конфликте тут же реализовывались соответствующие моторные ус­тановки, что вело к уменьшению эмоцио­нального напряжения. Только у людей … эмоциональные конфликты могут принимать затяжной (ино­гда на месяцы и годы) характер» [13]. У современного человека затяжные отрицательные эмоции, – и особенно тревога как эмоция, не направленная на определенный объект, наличие которого могло бы привести к определенной активности и соответствующей разрядке напряжения, – приводят к развитию различных психических, физиологических и психосоматических расстройств [27, 35 и др.].

Далее: Тревожность и факторы ее возникновения

Оцените статью
Добавить комментарий