Временное шинирование при заболеваниях тканей пародонта. ФГБОУ ОмГМУ Выполнила: Студентка 567 группы Попел Марина Александровна Якутск 2020. — презентация

Временное шинирование зубов

Такой вид шинирования активно используется в стоматологии. Он так называется, потому что шины устанавливаются на короткий промежуток времени, обычно на несколько недель, максимальный срок несколько месяцев.

Шинирование избавит пациента от выпадения зубов. Те клиенты, которые страдают пародонтозом либо из-за травмы произошло расшатывание зубов, то им показано шинирование, которое избавит от выпадения. Таким образом, жевательный процесс не нарушается, при этом сохраняется привлекательный внешний вид пациента.

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

— иммобилизация челюстей при их переломах, а также при заболеваниях пародонта с помощью специальных приспособлений (шин) из металла, пластмассы или подручного материала.

Различают временную (транспортную) и постоянную (лечебную) иммобилизацию. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную — главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.

Временная иммобилизация при переломах челюстей, заключающаяся в фиксации отломков, имеет целью уменьшить боль и травматизацию мягких тканей острыми краями поврежденных костей, при обширных повреждениях нижней челюсти со значительным смещением отломков она устраняет опасность асфиксии. Временная иммобилизация не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применение ее допустимо лишь на период транспортировки больного в ближайшее специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация, продолжающаяся более 1—2 суток, особенно при наличии резко смещенных или подвижных отломков, затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении.

Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти — фиксация ее к неповрежденной верхней путем кругового бинтования через голову (под нижнюю челюсть подкладывают дощечку, обернутую ватой и марлей) или наложения пращевидной повязки (см. рис. 5 к ст. Десмургия). Более удобны стандартные повязки: мягкая матерчатая шина-праща Померанцевой — Урбанской, удерживаемая на голове с помощью резиновых полосок, укрепленных на лоскуте ткани; жесткая шина-праща, имеющая опорную головную шапочку, к которой праща крепится с помощью резиновых полосок (см. рис. 9 к ст. Стоматологическая техника).

Рис. 1. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью деревянной планки.

При переломах верхней челюсти временную иммобилизацию осуществляют с помощью подручных средств, например деревянной планки или линейки, которую подводят под зубы и подвязывают за концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа (рис. 1). В некоторых случаях при незначительном повреждении верхней челюсти и неповрежденной нижней с сохранившимся зубным рядом, временная иммобилизация достигается наложением шины-пращи. Стандартная металлическая верхнечелюстная шина, используемая для транспортной иммобилизации, состоит из шины-ложки, вставляемой в ротовую полость, с боковыми стержнями, расположенными снаружи по обеим сторонам верхней челюсти.

Рис. 2. Временная иммобилизация отломков верхней челюсти с помощью стандартной верхнечелюстной металлической шины-ложки: а — шина-ложка с внеротовыми стержнями: б — больной с наложенной шиной.

Стержни служат для крепления шины с помощью резиновых полосок к опорной головной шапочке (рис. 2). При наложении шины ее внутриротовую часть выстилают ватно-марлевой прокладкой.

Рис. 3. Лигатурное связывание зубов по Айви при переломах челюстей: а — в межзубный промежуток введен отрезок сложенной вдвое бронзоалюминиевой проволоки: б — вид завязанной лигатуры; в — лигатура на зубах больного; г — межчелюстное связывание (лигатурные повязки наложены на зубы-антагонисты и скреплены между собой).

Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации показано при наличии не менее двух устойчивых зубов на каждом из отломков. Зубы связывают на одной челюсти (одночелюстное связывание) или на обеих, а затем соединяют (межчелюстное связывание). Фиксация отломков путем наложения лигатурной повязки допустима на срок не более 3—4 дней из-за опасности расшатывания зубов. Методика лигатурного связывания зубов проста; такая повязка мажет быть наложена в любом медицинском учреждении. Под местной анестезией проводят репозицию отломков. Затем бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,2—0,5 мм, длиной 6—8 см проводят с помощью анатомического пинцета в межзубный промежуток, охватывают два соседних зуба в области шеек, выводят конец проволоки наружу, соединяют оба конца и скручивают по часовой стрелке. Такие лигатуры накладывают по обе стороны от перелома и соединяют между собой, достигая скрепления отломков. Концы лигатур подгибают таким образом, чтобы они не травмировали слизистую оболочку ротовой полости. Более удобен способ, предложенный Айви (R. Н. Ivy). Отрезок проволоки длиной 6—8 см сгибают пополам в виде шпильки и скручивают так, чтобы образовалась небольшая петля (рис. 3). Концы проволоки вводят между зубами, намеченными для фиксации, и, обмотав ими вокруг шейки двух соседних зубов, выводят на наружную их поверхность, протаскивают через петлю и связывают между собой, скручивая по часовой стрелке. При необходимости межчелюстного связывания лигатурные повязки накладывают на зубы-антагонисты и соединяют отрезком проволоки, пропущенным через петли лигатур.

Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют шины, изготавливаемые вне-лабораторным и лабораторным способами. Внелабораторным способом изготавливают более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстро-твердеющей пластмассы; лабораторным способом (в специальных зуботехнических лабораториях) — сложные шины по оттискам, снятым с челюстей больного. Сложные шины нередко представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Рис. 4. Постоянная иммобилизация при переломах нижней челюсти с использованием назубных проволочных шин: а, б, в — иммобилизация с помощью гладкой скобы (а — гладкая скоба наложена на нижнюю челюсть; б — фиксация гладкой скобы лигатурной проволокой; в — вид нижней челюсти с наложенной гладкой скобой после ее фиксации); г — иммобилизация с помощью скобы, имеющей распорочный изгиб; д — шинирование скобой с наклонной плоскостью при смещении большого отломка кости в сторону перелома; е — межчелюстная фиксация с помощью проволочной шины с зацепленными петлями (скобы скреплены между собой резиновыми кольцами).

Одночелюстную гладкую шину (гладкая скоба) применяют при линейных переломах нижней челюсти, легко вправимых, расположенных в пределах зубного ряда, при наличии не менее 2—3 устойчивых зубов на каждом отломке (рис. 4, а, б, в). При небольших дефектах в зубном ряду накладывают шину с распорочным изгибом (рис. 4, г). В случаях, когда большой отломок смещается в сторону перелома, используют шину с наклонной плоскостью (рис. 4, д). В большинстве случаев при переломах нижней челюсти используют шину с зацепными петлями (рис. 4, е).

Зацепные петли на шине изгибают с таким расчетом, чтобы они соответствовали наружной щечной или губной выпуклости зуба, а не межзубному промежутку. Привязав зацепные шины к зубам, верхнюю и нижнюю челюсти соединяют резиновыми кольцами, создавая тягу в определенном направлении для обеспечения репозиции отломков и восстановления правильного прикуса (межчелюстная фиксация). Существуют усовершенствованные шины с зацепными петлями. Так, в модификации А. И. Степанова на гладкую шину до ее закрепления на челюсти надевают готовые крючки; Г. А. Васильевым разработана стандартная назубная ленточная шина с зацепными крючками, которую фиксируют на челюсти лигатурной проволокой.

Рис. 1— 4. Шинирующие бюгельные протезы с опорно-удерживающими Кламмерами. Рис. 1. Шина-протез для нижней челюсти больного с дефектом зубного ряда во фронтальном отделе: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больного. Рис. 2. Шина-протез для нижней челюсти больной с дефектами зубного ряда в боковых участках: а— внешний вид шины; б— шина в полости рта больной. 1— искусственные пластмассовые зубы, 2— соединяющая дуга-бюгель, 3— окклюзионная накладка, 4— опорно-удерживающий кламмер, 5 — многозвеньевой непрерывный кламмер. Рис. 3. Шина-протез с литой пластинкой для верхней челюсти больной с множественными дефектами зубного ряда: а — внешний вид шины: б— шина в полости рта больной. Рис. 4. Шины-протезы для обеих челюстей: а— внешний вид шин, слева — для верхней челюсти при наличии одного концевого дефекта зубного ряда, справа— для нижней челюсти с отсутствием одного жевательного зуба; б— шины в полости рта больной. 6— широкая металлическая дуга, выполняющая одновременно функцию непрерывного кламмера — литая пластина, 7— соединяющая дуга в форме рамы

Зубонадесневые и десневые шины применяют при переломах нижней челюсти с беззубыми отломками, дефектами костной ткани, при локализации перелома вне зубного ряда. Их изготавливают из пластмассы лабораторными методами. К этому виду шин принадлежит шина Вебера, представляющая собой пластинку, напоминающую съемный ортопедический протез. При локализации перелома за зубным рядом используют шину Вебера с наклонной плоскостью, которая предотвращает смещение большого отломка в сторону перелома. Шина Порта служит для иммобилизации отломков при отсутствии зубов на обеих челюстях. Она состоит из двух пластинок — для верхней и нижней челюсти, сваренных между собой; в переднем отделе шины имеется отверстие для приема пищи.

Шины из быстротвердеющей пластмассы применяют для иммобилизации отломков при переломе челюстей различной локализации. Этот вид шин показан при переломах челюстей в сочетании с лучевыми поражениями. Фиксацию шин к зубам осуществляют с помощью капроновой нити или бронзоалюминиевой проволоки. При дефекте зубного ряда в области перелома иммобилизацию отломков можно произвести с помощью капп (см.) из быстротвердеющей пластмассы, изготовленных в форме мостовидного протеза.

Одночелюстную и межчелюстную фиксацию можно осуществить с помощью колпачковых шин, которые штампуют из одного куска листового металла для каждого зуба или для нескольких зубов в виде каппы.

При невозможности иммобилизации с помощью шин, например при чрезмерном смещении фрагментов, дефектах костной ткани, наличии беззубых отломков, а также при необходимости более раннего восстановления функции челюсти применяют оперативные методы лечения с использованием внеротовых методов фиксации и различных способов остеосинтеза (см. Челюсти).

Шинирование при заболеваниях пародонта — объединение группы зубов в единый блок с целью иммобилизации подвижных зубов и распределения жевательного давления на сохранившиеся зубы.

Временное шинирование зубов осуществляют при обострении заболевания, оперативных вмешательствах, после перемещения зубов при применении ортодонтических методов лечения (см.). Постоянные шины используют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время.

Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности — цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают длительную и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, однако недостатком этого вида шин является необходимость препарирования зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функционные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Шина-протез представляет собой металлический каркас, одним из основных элементов которого является соединяющая дуга (бюгель). Дуга может быть широкой или узкой, в ряде случаев иметь форму рамы. В каркасе протеза имеются фиксирующие и разгружающие приспособления в виде удерживающих и опорно-удерживающих кламмеров (см. Зубные протезы) различной конструкции — когтевидных, кольцевидных, непрерывных многозвеньевых, с окклюзионными накладками (цветн. рис. 1—4). Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.

Библиогр.:

Гаврилов Е. И. и Оксман И, М. Ортопедическая стоматология, с. 402, М., 1978;

3аусаев В. И. и др. Хирургическая стоматология, с. 348, М., 1981; Руководство по ортопедической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1974; Руководство по хирургической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1972.

В. И. Заусаев, А. И. Матвеева.

Шинирование зубов

image

К процедуре шинирования зубов имеются свои показания. Самые распространенные причины шинирования – механическая травма и пародонтоз. Но кроме них имеются и другие показания:

  1. Расположение зубов нестандартным образом
  2. Зубной ряд имеет смещенное положение, зубы расположены неправильно
  3. Заболевание тканей зубов, при этом наблюдается постоянное кровотечение из десен
  4. Наличие зубных отложений, которые имеют свойство накапливаться вокруг корня зуба
  5. В деснах обнаруживаются «карманы», в следствие чего происходит обнажения корней зубов

СЪЕМНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ШИНИРОВАНИЯ

Если помимо расшатанных зубов есть еще и «бреши», образовавшиеся из-за потери нескольких зубов в ряду, эффективно использование съемных протезов. Они применяются в случае, когда нужно заместить 1 – 3 зуба в ряду. Врач изучает все нюансы, касающиеся общего состояния зубного ряда, кол-ва отсутствующих зубов, наличия проблем с прикусом. Также есть зависимость выбора от возраста и других индивидуальных особенностей пациента.

Материалов для изготовления протезов существует много. Некоторые универсальны, но стоят дорого. Другие доступны по цене, но далеки от идеала по ряду параметров, либо могут вызывать аллергию у некоторых людей.

Обычно шинирование зубов съемным протезом часто выбирается в качестве временной меры, необходимой при травмах, таких, как перелом челюсти. Во время реабилитационного периода такая конструкция обеспечивает надежную устойчивость.

Шинирование зубов стекловолоконной лентой

Сейчас исчисляется огромное количество материалов, из которых конструируются шины. Но самое распространенное шинирование то, которое не имеет высокой стоимости. Ниже будут перечислены наиболее часто применяемые материалы при шинировании зубов:

  • Полиэтилен
  • Стекловолокно
  • Шелк

Шины, изготовленные из этого материала, практически не заметны, они по цветовому оттенку схожи с природным цветом зубов. В настоящее время все чаще применяется шинирование зубов стекловолоконной лентой.

Также в процессе применяется арамидная нить, которая имеет высокую прочность. Все шины изготавливаются в то же время, когда пациент пришел на прием к своему лечащему стоматологу. Но бывают индивидуальные случаи, когда изготовление шин происходит в специальной лаборатории зубным техником.

О МАТЕРИАЛАХ

Итак, перейдем к важному моменту – сырью, используемому при наложении шины на подвижные зубы. К нему предъявляется множество требований:

  • Биосовместимость с естественными тканями;
  • Гипоаллергенность. Далеко не все материалы в этом плане могут быть на 100% безопасны для здоровья людей.
  • Гигиеничность;
  • Способность выдерживать механические нагрузки.

Есть также требования, не зависящие от выбора материала. К ним относятся:

  • Незаметность, позволяющая сохранять эстетику.
  • Отсутствие проблем с дикцией и приемом пищи.
  • Надежная фиксация подвижных зубов. Они не должны двигаться ни в одном из возможных направлений.
  • Надежность фиксации на самих зубах.

Также очень важно, чтобы фиксирующая шина не мешала чистить зубы и десны, не травмировала мягкие ткани.

Среди наиболее популярных вариантов – укрепление зубов стекловолоконной лентой, а также ее аналогами, выполненными из полиэтилена и шелка.

Сроки изготовления шины всегда индивидуальны.

В некоторых случаях ее изготавливают прямо при вас, в других требуется время и работа в зуботехнической лаборатории.

После того, как стекловолоконная нить отверждается, она превращается в прочный элемент – балку, сцепляющую зубы. При этом, эффект распределения нагрузки действует таким образом, что даже при накусывании всего на один зуб, нагрузка делится на все зубы, объединенные шиной. Это важно для того, чтобы зубы сохраняли контакт друг с другом.

Многие люди недооценивают важность этого момента. Однако контакт очень влияет на скорость атрофии костной ткани, которая наблюдается у многих пациентов

Шинирование зубов при заболеваниях пародонта

При пародонте применяется метод шинирования зубов, при котором это заболевание излечивается. Применяя данный метод, можно понизить риск выпадения зубов. Одним из основных показаний, которое применяется в ортопедической области – это патология излишней подвижности зуба. Чтобы не возникло повторного воспаления на тканях зуба в пародонте, применяется мет од шинирования.

Шины могут быть двух видов:

  1. Съемные – они устанавливаются стоматологом, если какой-либо из зубов отсутствует. Будет соблюдена личная гигиена в полости рта. При необходимости возможно проведение лечения с помощью хирургического вмешательства и терапии.
  2. Несъемные шины – в них присутствуют свои положительные стороны. Например, лечение перегрузки пародонта в любой узкой направленности, этого нельзя добиться со съемными протезами.

Какую именно шину применить решит лечащий стоматолог, руководствуясь множеством параметров.

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ ШИНИРУЮЩЕЙ НИТИ?

Если пациенту требуется выполнить шинирование зубов верхней челюсти, врач выполняет процедуру в несколько этапов:

  • Делается укол анестетика. Препарат подбирается индивидуально, учитывая чувствительность, аллергию, наличие беременности и различных заболеваний, при которых нельзя применять обезболивающие с адреналином.
  • В жевательных поверхностях выполняется борозда требуемой глубины.
  • В борозду закладывается лента;
  • Пропилы заполняются подобранным по цвету пломбировочным материалом. Сейчас есть отличный выбор вариантов, отверждаемых химическим способом, либо при помощи лампы для фотополимеризации.

Для шинирования передних зубов верхнего ряда при подвижности и/или расхождении глубина пропила обычно составляет 2 мм, высота аналогичная. Этот вариант позволяет устранить слишком большие межзубные промежутки.

Врач определяет общее состояние зубного ряда, чтобы принять окончательное решение по поводу того, сколько именно зубов окажется в шине.

Если шинируются боковые зубы, то пропил делают на жевательной поверхности. Дальше процедура проводится по тому же принципу.

Если пациенту назначено профилактическое шинирование зубов нижней челюсти, то выполняют его по сходной технологии. Но при укладке ленты захватываются клыки/другие зубы, у которых нет проблем с подвижностью.

Прежде, чем устанавливать шину, важно полностью удалить мягкий и твердый зубной налет. Камни на видимой поверхности зуба и на самом корне – одна из основных причин развития пародонтита, вызывающего подвижность зубов, кровоточивость десен и другие неприятные симптомы.

Поэтому врач должен направить клиента на гигиенические процедуры. Чтобы после них не возникли проблемы с эмалью, повышенная чувствительность и т.д., может назначаться реминерализующая терапия. Это как нанесение специальных составов, так и применение препаратов, содержащих вещества, способствующие ускорению процесса восстановления, насыщения эмали нужными соединениями.

Если причина шинирования – пародонтит, параллельно проводятся курсы противовоспалительной терапии. Она бывает местной и общей.

В первом случае имеются в виду:

  • Антисептические полоскания и ванночки;
  • Аппликации;
  • Физиотерапевтические процедуры – электрофорез, лазер;
  • Правильный подбор зубных паст;

Под общей терапией подразумевается медикаментозное лечение.

Обычно речь идет о курсе антибиотиков в форме таблеток, или внутримышечных инъекций.

Вантовое шинирование зубов

При индивидуальных тяжелых случаях течения пародонтита важным мероприятием будет устранение подвижности зубного ряда. Эффект лечения будет значительно выше. В практике стоматологии применяются классические способы протезирования. Обычно они проводятся при установке мостов.

Но такие способы не всегда желательны, так как удаляются зубные нервы при пародонтите, следствием чего становится атрофированные ткани зуба. Поэтому желательно применять вантовое шинирование зубов, которое за последнее время имеет широкое применение.

В основном при вантовом шинировании используется прочная нить из арамидных материалов. Чтобы внешний вид был эстетически приятен, нить скрывают в бороздке, которая прокладывается по периметру зубов, а сверху вся конструкция закрывается светоотражающей пломбой, которая подходит по цвету зубам.

Применяя этот метод, стоматолог добивается не только эстетического эффекта, но и предотвращается расшатывание зубов в будущем. Природная подвижность зубов при вантовом шинировании сохраняется. Это говорит о том, что в дальнейшем не будет возникать атрофии тканей зубов.

Виды шин

В зависимости от особенностей крепления выделяют несъемные и съемные шины. Учитывая срок ношения, шины бывают временными и постоянными.

Временные шины накладываются на срок от двух недель до нескольких месяцев. Они обеспечивают создание благоприятных условий для дальнейшего консервативного или хирургического лечения. Постоянные шины применяются для длительного обездвиживания шатающихся зубов. В этом случае шинирование используется в качестве главного метода лечения пародонтита.

Несъемные шины используются при воспалении околозубных тканей легкой и средней степени. Съемные элементы накладываются при пародонтите тяжелой степени, когда уже отсутствует часть зубов, а остальные шатаются во всех направлениях.

Что такое шинирование зубов при пародонтозе

Оно необходимо для того, чтобы атрофия ткани вокруг зуба приостановилась, и таким образом предотвращается выпадение зубов.

Что при этом добивается стоматолог:

  1. Сохраняется «живость» зубов
  2. Не происходит обточка под форму коронки
  3. Подвижные зубы становятся устойчивыми
  4. Защита от горизонтальной нагрузки

Применяя шинирование, можно добиться выравнивания зубов по их правильной линии, маскируются мелкие дефекты, давление между зубами безопасно распределено.

Оцените статью
Добавить комментарий