Термин «мотив достижения» был введён в 1938 году американским психологом Г. А. Мюрреем, включившим его в список потребностей достижения. Исследуя мотивацию достижения успеха, Мюррей описывал эту потребность как стремление одерживать верх над трудностями любого характера, будь то люди, идеи или объекты. Максимально быстро и независимо одолевать любые препоны, соревноваться и побеждать, успешно использовать свои способности и таким образом повышать самоуважение.
Сегодня мы говорим, что мотивация достижения успеха – это один из видов мотивации деятельности человека, который выражается в стремлении к успеху, достижению важных целей, получению новых результатов.
Существует и ещё один вид мотивации деятельности: мотивация избегания. Избегая неудач, человек осознанно выбирает либо слишком легкие цели, либо слишком труднодостижимые, а иногда даже готов изменить конечную цель. Такая мотивация связана с неуверенностью в своих силах, страхом потерпеть поражение, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой.
Как правило, такой подход отражается и на снижении результатов при определении уровня интеллекта путём тестирования. Дети, следующие мотиву избегания, чрезмерно чувствительны к мнению как взрослых, так и сверстников, они нуждаются в поддержке и одобрении. Они не умеют правильно оценить свои силы, постоянно переживают, а стресс – благотворная почва для развития неврозов.
Скорость и успешность при решении продуктивных задач являются показателями общего интеллекта человека. Как доказывает практика, успешный результат напрямую связан с уровнем мотивации достижения успеха. Как мы уже сказали, характерные черты этой мотивации – интеллектуальная настойчивость, низкий уровень тревожности, желание выбирать среди задач непростые, требующие поразмышлять, подумать, преодолеть свой «барьер», разумная реакция не только на успех, но и на поражение, здоровый (высокий, но в разумных пределах) уровень притязаний. Оптимально, когда структура мотивации соответствует уровню развития интеллекта.
Однако, встречаются и два варианта рассогласованности внутри структуры мотивации достижения результата:
- При низком уровне интеллекта преобладание мотивации достижения успеха или даже отсутствие преобладающей тенденции.
- При высоком интеллектуальном уровне преобладание мотивации избегания или полное отсутствие преобладающей тенденции. В течение всей жизни человек формируют свою мотивационную систему. Её основы закладывается ещё до трёхлетнего возраста ребёнка, а затем развиваются в процессе разрешения разного рода конфликтов, и в этом формировании главную роль играет сначала мать, затем — другие важные в жизни ребёнка взрослые, потом – сверстники, и так далее. Воспитание и личный опыт – основы формирования мотивационной системы человека. Обращая внимание на ошибки, мы формируем у детей мотивацию избегания, а акцентируя внимание на успехах и достижениях, интересуясь их планами – мотивацию достижения успеха.
Как достичь здоровой мотивации для достижения цели у ребёнка
Дети дошкольного возраста, ориентированные на избегание неудачи, как и их родители, нуждаются во внимании и советах психолога, и эта работа будет направлена на:
- Упражнения, в том числе дыхательные, с целью снятия напряжения и тревожности. Это связано с тем, что тревожность сопровождается мышечным напряжением (лицо, шея, плечи и т.д.).
- Получение и введение в привычку новых поведенческих навыков, помогающих успокоиться, собраться с мыслями, справиться с тревогой, волнением и неуверенностью в сложных или травмирующих ситуациях, и позволяющих добиться успеха. В этом ключе хороши ролевые игры с участием взрослого, способного не только играть, но и обговорить игровую ситуацию и подвести ребёнка к тому, как пригодится полученный игровой опыт в похожей жизненной ситуации.
- Выявление специфических способностей, которые имеются у ребёнка, с тем чтобы их развивать и использовать поощрение.
- Упражнения, помогающие укрепить уверенность в своих силах и повысить самооценку и самоуважение.
- Соответствие требований взрослых возможностям ребёнка.
В основе здоровой мотивации для достижения цели, так необходимой ребёнку, лежит эмоциональная комфортность взаимоотношений в семье, благоприятная «погода в доме», это — «фундамент» гармоничного развития личности ребёнка. Как мотивация достижения, так и мотивация избегания формируются и развиваются прежде всего под влиянием семейного воспитания.
Что первично — уровень интеллекта или вид мотивации?
Вероятно, генетически первичен уровень интеллекта, так как он обуславливает лучшие показатели, уверенность в себе в процессе накопления позитивного опыта, большую уравновешенность и эмоциональную стабильность и, как результат, мотивацию достижения, а не избегания. Дети с невысоким уровнем интеллекта чаще сталкиваются с неудачами, их преследуют трудности, поэтому ожидание неудачи постепенно приводит к формированию страха снова пережить неудачу.
Если рассмотреть такую первичность интеллекта и вида мотивации в конкретной ситуации, то картина несколько иная: дети с мотивацией достижения успеха активно увлечены решением, а вот мотивированные избеганием испытывают страх, неуверенность в своих силах, переживают — и предсказуемо обречены на неудачу. Таким образом, можно говорить о функциональной системе, складывающейся из двух подсистем: мотивационной и способностной.
Дети с мотивацией для достижения цели меньше нуждаются во внешнем контроле или не нуждаются в нем совсем, так как у них имеется свой «внутренний контроль» за поведением. А дети, избегающие неудачи, нуждаются во внешнем регуляторе обратной связи, во внешнем контроле. Им также необходим эмоциональный контроль.
Отличительные черты людей с разной мотивацией
Человек с мотивацией достижения результата более настойчив, терпелив, отличается целеустремлённостью, выбирает задачи средней или несколько завышенной сложности. В случае неудачи при решении он испытывает к заданию ещё больший интерес и, как правило, добивается хороших результатов.
Человек с мотивацией избегания, выбирая, как мы уже говорили, слишком легкие или слишком сложные задания, в случае неудачи теряет интерес к решению, а лучших результатов добивается, как правило, после успеха.
Для человека с мотивацией достижения результата хорошим стимулом является значимая цель, отодвинутая во времени. Это отличает его от человека с мотивом избегания.
Интересно, что свои успехи и поражения люди с различными мотивами воспринимают по-разному. Человек с мотивацией достижения успеха, как правило, считает, что всё дело в его способностях и старательности, если результат достигнут, и считает, что виной всему случайное стечение обстоятельств, если его постигает неудача. Не так обстоят дела у мотивированных на избегание неудачи: если у них получилось достичь результата – они считают, что это произошло скорее случайно, или просто по удачному стечению обстоятельств, или задача была слишком легкой, то есть ищут причину во внешних факторах, а если они терпят поражение, то склонны к критическому анализу своих способностей.
Будучи сильно выраженной, такая мотивация может быть разрушительна: она ведёт к низкой самооценке, стрессу, депрессивным состояниям, психологической зависимости. Однако в меру выраженный мотив избегания ведёт к объективному анализу и исправлению ошибок. А люди с сильно выраженной мотивацией достижения результата заняты только собой, и их самоуверенность может отталкивать других людей.
Мотивация достижения поставленных целей
Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация на успех представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.
А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.
Сильная мотивация
Определяется факторами:
- Стремление достижения успешности.
- Отсутствие страха трудных задач.
- Желание выполнять поставленную задачу качественно.
- Самосовершенствование.
Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.
Ребенок со слабой мотивацией на успех, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.
Редко достигают успешности только при наличии способностей, талантов. Есть знаменитая мотивирующая цитата для достижения успеха Гёте: «гений – это 1 % таланта и 99 % пота».
Почему важна каждая из мотиваций
Мотивация достижения успеха позволяет лучше обозначить цели и познакомить с ними окружающих. Люди с такой мотивацией готовятся к выполнению предстоящей в будущем задачи заранее, планомерно и организованно. Их система действий просто не может не привести к достижению цели. Мотивация достижения успеха означает активность жизненной позиции, что помогает человеку преодолевать трудности и таким путём развиваться. Такая позиция делает жизнь более насыщенной и интересной. Мотивация достижения успеха – это устремление вперёд, но при этом важно ничего не упустить из опыта прошлого, чтобы извлечь пользу из неудач, осмыслить, проявить осторожность. В то же время, не стоит упускать возможности, а именно это и происходит, когда мы избегаем трудностей. Используя интеллект, важно проанализировать все возможные варианты развития событий и вероятности как удачи, так и неудачи – важен разумный баланс мотиваций.
Люди с мотивацией избегания хотят скорее не достичь цели, а избежать наказания или разочарования вследствие ошибок или бездействия. При таком подходе вместо планомерной подготовки человек, как правило, «тянет время», бездействует, а в самом конце делает рывок. К сожалению, на этом пути возможно и перенапряжение, и влияние непредвиденных факторов, да и время можно рассчитать недостаточно точно, а всё это – факторы срыва решения задачи. Есть, впрочем, и плюс: у таких людей обычно хорошо развито предварительное моделирование, прогнозирование возможных исходов и вариантов развития событий – и это в ряде случаев помогает им избежать неприятностей. У человека, имеющего мотивацию достижения результата, такой степени развития навыка избегания неприятностей нет.
Мотивация избегания помогает стабилизировать полученный опыт, ускользать от неприятностей, бездумно не рисковать, соблюдать осторожность и умеренность. Такая позиция только обогащает общую мотивационную структуру.
Хорошо, когда мотивационная система имеет гибкие мотивы, применяемые сообразно конкретной ситуации. Для счастья человеку нужна «золотая середина», гармоничное взаимодействие обеих мотиваций, входящих в мотивационную систему. Мотивируя себя достичь желанного результата, мы должны позаботиться о том, чтобы быть «во всеоружии». Память и внимание, мышление и восприятие необходимы для достижения любой цели, какую бы мы перед собой ни поставили. Развивать их можно в увлекательной игровой форме, с помощью ежедневных занятий на тренажёрах для мозга онлайн.
Желаем успехов в саморазвитии!
Саморазвитие без фокусов
Мотивация в изначальном, чисто психологическом смысле (не обезображенном, если не сказать сильнее, различными приемами по самомотивации) — это психологический процесс, заключающийся в побуждении человека к тому или иному действию. Грубо говоря, мотивация — это то, что лежит в основе поведения человека, то, что заставляет его что-то делать. В самом примитивном виде дело обстоит так: потребности порождают мотивацию, она, в свою очередь, толкает индивида на определенное поведение, связанное с удовлетворением потребностей.
Короче, мотивация — это не только то, что нам пытаются подороже продать разнообразные «гуры» (об этом подробно тут, тут и еще тут). Это еще и свойство психики, неотъемлемая часть любой личности.
Не открою Америку, если напишу, что в отношении достижения целей, обретения успеха, это свойство принято подразделять на два вида. Во-первых, это мотивация достижения успеха: направленность личности на работу во имя своих целей, решение поставленных задач. Во-вторых, это мотивация избегания неудач: направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.
Чудовищно упрощая, ситуацию можно пояснить на примере: человек с первым типом личности утром вскакивает и с удовольствием бежит на работу, потому что у него не доделан важный проект, которым он хочет блеснуть перед шефом и забраться повыше на карьерной лестнице. Другой же человек тоже идет на работу и тоже садится на проект — потому что боится головомойки босса за непопадание в сроки.
Понятно, что в чистом виде тот или иной тип встречается редко, можно говорить только о преобладающей
мотивации.
Широко распространена такая точка зрения: в плане жизненного успеха и вообще благополучия гораздо лучше принадлежать к первому типу людей. С этим трудно не согласиться: если хочешь чего-то сделать или добиться, то намного эффективнее стремиться именно к этому, а не к чему-то еще.
Какие «минусы» в себе содержит в себе мотивация избегания неуспеха?
- стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
- боязнь начать новое дело, что ведет к упущенным возможностям;
- постепенно стиль мышления «от негатива» может стать привычкой — это означает заниженную самооценку, отсутствие веры в себя, отсутствие радости жизни и так далее (все не так ужасно, говорим о том, что МОЖЕТ быть ).
Итак, подобный тип мышления и поведения может быть помехой на пути к успеху и гармоничной жизни. Разумеется, встает вопрос: «А как тогда избавиться от мотивации избегания и переключиться на более продуктивный ее вид
«?
Вот несколько возможных советов в данной ситуации (они не являются альтернативами, напротив, взаимосвязаны).
1. Определиться с наиболее важными целями, с мечтами, которые важны и зовут за собой. Определиться с личным смыслом жизни, написать личную миссию. А потом — естественно! — начать идти к этим целям. Логично: если мечта настоящая, живая, горячая, то и идти к ней можно с удовольствием.
2. Заняться делом, к которому, как теперь модно говорить, у вас призвание. Тем, которое вам нравится как процесс. Тогда мотивировать себя не понадобится, самой мысли об этом не возникнет. Как нам советуют наши любимые «бизнес-тренеры»: «Любишь вырезать из дерева ложки? Во! И занимайся этим. Сделай сайт, зарегистрируй ИП, продавай ложки через Интернет и живи в свое удовольствие!»
3. Нужда в возне со словом на букву М (надоело уже его печатать…;)) да и не относится оно к числу моих любимых) также отпадает, если вы обладаете достаточным уровнем самодисциплины. Ставите цель, которой хотите добиться — а затем добиваетесь его не благодаря м…ции, а благодаря четкому плану и его выполнению. По данной теме у меня написано достаточно: вводная статья о самодисциплине, как развить самодисциплину.
Эти три совета лежат на поверхности. Их вам даст любой «коуч» или «учитель жизни», удосужившийся прочитать пару-тройку популярных книжек по успеху и начавший добиваться своего успеха, обучая других, как это делать.
Поймите меня правильно. Советы хорошие и верные. Беда только в том, что мы, люди, недостаточно хороши для них. Мы с вами почему-то имеем наглость быть более сложными, более неоднозначными существами, с большими индивидуальными особенностями, чем этого хотелось бы «гуру».
Попробуем посмотреть на проблему с другой стороны.
Для начала я вас обрадую. «Мотивация избегания» — это не приговор. Помимо минусов, она может нести и плюсы. Люди с таким типом личности в чем-то благополучнее тех, кто нацелен на успех. (Вообще, применительно к человеку очень редко можно сказать однозначно что такое хорошо и что такое плохо — если только речь не идет о патологиях
).
Например, «достигаторы» зачастую плохо умеют отдыхать, проходят мимо простых радостей жизни, забывают о том, что надо жить и сейчас. А люди, стремящиеся убежать от неудачи, могут быть, например, более творческими личностями (вспомним студенческие годы и экзамены: отличник тупо выучит материал, хорошист придумает хитрый план с шпаргалками, отвлечением внимания преподавателя, лихо выкрутится на дополнительных вопросах — а значит, сэкономит уйму сил и времени для более важных дел).
Перечислять можно долго, но вернемся к нашим баранам. Что делать, если несмотря на все прекрасности, м…ция избежания как-то мешает жить?
Прежде чем кидаться переделывать себя, нужно как следует запомнить, что любой вид мотивации — это часть вашей личности. И угробив ее, переделав «по образцам успешных людей», вы можете огрести милый букетик разнообразных психологических проблем. Об этом я уже писал здесь: Как избавиться от комплексов?
(способ 1)
Исходя из этого соображения можно предложить вот какой путь. Можно попытаться не ломать себя, а «поймать волну» избегания неудачи. Многие люди говорят, что обязаны всем, чего добились, ряду ситуаций, когда нельзя не работать на результат: пан или пропал. Некоторые специально ставят себя в такие условия . Не могу сказать, что всецело одобряю такой метод: зачем искать лишнего риска? Но сама идея не так плоха, как может показаться: ведь ее суть в том, чтобы поставить себя в условия, в которых ты можешь работать хорошо и в то же время не ломать свою психику.
Может, есть смысл слегка изменить подход. Задумайтесь над своей жизнью, осознайте свои истинные цели (как сказано выше) и поймите, что их недостижение — это тоже неудача. Прожить жизнь как все, не поднявшись над общим уровнем, как миллионы других людей, будучи запертым в клетке своих слабостей — это разве не неудача? Причем глобального масштаба!? Вот и избегайте ее!
Может, есть смысл повысить планку, установить более высокий уровень здоровых амбиций? Подумайте над этим!
(способ 2)
Второй путь, который лично мне нравится больше, заключается в том, чтобы нейтрализовать последствия «не такой» мотивации. Определитесь, чем именно она вам мешает. Выше есть короткий перечень — не обращайте на него внимания, составьте свой, подходящий только вам. И теперь подумайте, как убрать эти последствия, не насилуя собственную психику. О подобном подходе я писал в статье про низкую самооценку. В самом деле, нам важные не какие-то результаты психологических тестов, а реальные результаты в жизни. Если убрать то, что мешает их добиваться — какая разница, как у вас обстоит дело со словом на букву М?
Напоследок считаю своим долгом напомнить, что далеко не всегда есть смысл приносить в жизнь психологические понятия и открытия. Многих проблем попросту нет до тех пор, пока мы не прочитаем их описание — таково уж свойство человеческой психики. Так, например, хорошо известен «синдром второго курса» у студентов-медиков, когда они начинают отыскивать у себя признаки несуществующих болезней. Тут немного другое: определив проблему, вы можете только усилить ее вред, начиная о ней беспокоиться. Лекарство же от всех проблем с психологическими корнями — это умение (и желание!) спокойно и трезво анализировать собственную жизнь, свои желания, успехи и провалы.
Успехов!
p.s. Если кто не понял. В статье шла речь не о самомотивировании в прикладном смысле, о чем много и с удовольствием пишут любители поп-психологии (на эту тему я высказался не раз и не два, в том числе в своей PDF-клинописи. Разговор был о глубинном свойстве личности, ее направленности и побуждающих причинах деятельности. Это разные вещи.